Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Дума через фильтр

Профильный думский комитет рекомендовал депутатам ужесточить ограничения для непарламентских партий на их участие в выборах в Госдуму

Подавляющему большинству партий для участия в федеральной кампании придется собирать по 200 тысяч подписей избирателей. Такую процедуру предусматривают поправки лидеров фракций к законопроекту о выборах депутатов Госдумы, которые предсказуемо получили в четверг поддержку профильного парламентского комитета. Также вводится «криминальный фильтр» для кандидатов, а в бюллетенях будет указываться информация о судимости участников выборов.

Президентский законопроект о выборах депутатов Госдумы был принят в первом чтении весной прошлого года. Основная концепция документа – возврат к смешанной системе выборов, в соответствии с которой половина депутатов Госдумы избирается по спискам, половина – по одномандатным округам. 31 января лидеры всех четырех парламентских фракций – Владимир Васильев, Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский и Сергей Миронов — внесли поправки к законопроекту, регламентирующие правила участия в думской кампании малых партий.

Подавляющему большинству из них для регистрации избирательного списка придется собирать подписи – по 200 тыс. Освобождаются от сбора «автографов» те политические силы, которые на предыдущих думских выборах набрали не менее 3% голосов

(на сегодняшний день это ЕР, КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия» и «Яблоко»), а также партии, имеющие хотя бы одного депутата-списочника хотя бы в одном региональном заксобрании (помимо парламентских и «Яблока», на данный момент в эту категорию входят «Гражданская платформа», РПР-ПАРНАС, «Патриоты России», «Правое дело», «Коммунисты России», Российская партия пенсионеров за справедливость и «Родина»).

Что касается одномандатников, то без подписей граждан регистрируются кандидаты от партий, освобожденных законом от сбора «автографов», а также выдвиженцы от тех политических сил, которые собрали 200 тыс. подписей для регистрации списка. Одномандатники от остальных партий и самовыдвиженцы должны будут собрать 3% подписей избирателей округа. Любопытно, что,

когда законопроект принимался в первом чтении, необходимое количество подписей для одномандатников было значительно ниже — 0,5%. Поправки, внесенные лидерами думских фракций, увеличили эту цифру ни много ни мало в шесть раз.

На заседании профильного комитета по конституционному законодательству, которое состоялось в четверг, поправки Васильева, Зюганова, Жириновского и Миронова были предсказуемо одобрены. Однако без критики предложенных ими инициатив не обошлось.

Депутат Дмитрий Гудков высказался против процедуры сбора подписей для партий: «У нас все говорят, что они за политическую конкуренцию, однако есть партии, которые зарегистрироваться не могут. И мы их знаем, — недвусмысленно намекнул депутат на незарегистрированный «Народный альянс» Алексея Навального. – Эти партии никогда не получат мандатов в законодательных собраниях».

Непросто будет провести депутатов в заксобрания (а значит, получить льготу, освобождающую от сбора подписей на выборах в Госдуму) в тех регионах, где соотношение списочников и одномандатников будет составлять 25% на 75%. И, наконец, сказал Гудков,

подписи всегда можно забраковать. В качестве примера он привел историю, произошедшую на муниципальных выборах в Подмосковье. Там женщина-кандидат собрала необходимые для регистрации 15 подписей. Причем «автографы» в ее поддержку поставили исключительно родственники. И что же – в восьми из пятнадцати подписей избирком обнаружил «брак».

Сергей Иванов (ЛДПР) Гудкову возразил: требование к малым партиям собирать подписи оправданно, поскольку «пятисотрублевые партии собрались, чтобы размывать протестный электорат».

«Давайте введем избирательный залог», — предложил в ответ Гудков.

«Выборы – это не торговля», — с пафосом заявил Иванов.

Коммунист Вадим Соловьев напомнил, что, начиная с 2000 года, «поправки в избирательное законодательство вносились 78 раз».

Многопартийную систему – а именно возможность зарегистрировать партию при наличии в ее составе хотя бы 500 человек – он назвал фарсом, «который навязала «Единая Россия». Теперь, негодовал коммунист, полное раздолье наступило для спойлеров. «На выборах в Тверской области КПСС и «Коммунисты России» откусили у нас 3%! И по системе Империали (действующая в России система распределения мандатов. – «Газета.Ru») эти голоса ушли «Единой России». Наверняка перед выборами в Госдуму партия власти затеет еще одну реформу избирательного законодательства: в нормальных условиях она победить не может», — приложил единороссов Соловьев.

Эсер Александр Тарнавский высказался по другому поводу — возможности не собирать подписи партиям, имеющим хотя бы одного списочника в том или ином регионе. Эту норму депутат посчитал «слишком либеральной»: «Надо, чтобы в пяти-семи регионах были фракции. Но раз сейчас тренд на супердемократизацию, конечно, был нужен компромисс», — огорченно вздохнул эсер, а журналисты неожиданно для себя выяснили, что в России, оказывается, есть «тренд на супердемократизацию».

Дальнейшая дискуссия развернулась вокруг небезызвестного «криминального фильтра» — нормы, увеличивающей срок погашения судимости за тяжкие преступления с шести до восьми лет, а за особо тяжкие – с восьми до десяти. Пока судимость не погашена, гражданин в выборах участвовать не может. Один такой гражданин известен хорошо — это оппозиционер Алексей Навальный, приговоренный к пяти годам условно по делу «Кировлеса».

Либерал-демократ Сергей Иванов «криминальный фильтр» яростно раскритиковал.

«Вам мало того, что человек отсидел, так вы еще вводите такую норму!» — набросился он на представителей ЕР.

«В постановлении Конституционного суда по этому поводу сказано, что ограничение в пассивном избирательном праве может превышать сроки судимости», — ответил зампред комитета единоросс Дмитрий Вяткин. «Вот именно, что там написано — «может». А значит, может и не быть, — рассудил Гудков. – Эти поправки – еще один фильтр для оппозиции. А пусть лучше люди сами решают, за кого им голосовать, а за кого – нет».

«Если следовать логике «пусть люди сами решают», тогда давайте допускать к выборам тех, кто сидит в местах лишения свободы», — попытался привести контраргумент Вячеслав Лысаков, избранный в Думу по квоте ОНФ.

После этих слов в бой вновь рванулся коммунист Вадим Соловьев: «Я одну-две фамилии закоренелых преступников, которые избирались в Думу, может, и вспомню. А вот

практика на местах показывает, что региональные лидеры (губернаторы. – «Газета.Ru») начинают применять против оппозиции «криминальный террор» — по-другому я даже сказать не могу».

Привел коммунист и пример «криминального террора»: в Тверской области левые выпустили листовку с изображением памятника на улице 1905 года в Москве, один из фрагментов которого составляет пролетарий, поднимающий с земли булыжник. На листовке была надпись с требованием отправить в отставку губернатора. В результате коммунистов попытались привлечь за экстремизм:

«Вы, говорят, хотите губернатора булыжником шандарахнуть», — с возмущением вспоминал Соловьев. «Партия власти, предлагая такую поправку (введение «криминального фильтра». — «Газета.Ru»), только дискредитирует себя», — сделал вывод коммунист.

«Эта поправка направлена против одного бывшего кандидата в мэры Москвы, которого все боятся называть», — добавил Гудков.

«А не принимать поправку ради одного-единственного кандидата было бы чересчур», — парировал единоросс Вяткин.

«Вот придет время, ситуация изменится, и эта поправка сработает против «Единой России». Думаю, лет через пять это произойдет», — выступил в роли «пророка в своем отечестве» Соловьев.

Пророчество единороссов не смутило. Поправка была утверждена, равно как и другая поправка, предусматривающая указание в избирательных бюллетенях информации о судимости кандидата. Даже если судимость была давно снята.

В свою очередь, на отклонение пошли поправки Дмитрия Гудкова, разрешающие создание избирательных блоков и снижение проходного барьера на думских выборах с 5% до 3%.

По ходу обсуждения вдруг всплыла занимательная деталь: кого-то из депутатов внезапно осенило, что норма, освобождающая партии от сбора подписей при наличии хотя бы одного списочника в регионе, не затрагивает Москву, потому что выборы в Мосгордуму будут проходить полностью по одномандатным округам. И получается, что даже если некая малая партия проведет в Мосгордуму своего депутата (и при этом в других регионах у нее депутатов не будет), то льготы, освобождающей ее от сбора подписей на выборах в Госдуму, данной политической силе не видать. Эта деталь всплыла внезапно, и видно было, что даже глава комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин искренне удивлен. Неувязочка вышла. Готовя поправки к законопроекту, никто не учел (или не захотел учесть?) особенность Москвы.

Как быть с этой коллизией, Плигин четкого ответа не дал. Возможно, ко второму чтению, которое состоится 12 февраля, вопрос так или иначе будет решен.

Новости и материалы
Глава МИД КНР предостерег США от пересечения красных линий
У Днепровской флотилии появятся новые боевые корабли
Квесты по русским фильмам откроются в 2024 году
Армия Израиля нанесла удар по объектам «Хезболлы» в Ливане
Экс-агент ЦРУ раскрыл план по поражению России
Аналитики рассказали, какие квартиры предпочитают покупать зумеры
В Пекине прошла встреча госсекретаря США и главы МИД КНР
ВСУ покинули позиции на одном из важных укрепрайонов в Красногоровке
Россиянам объяснили, почему нельзя сжигать прошлогоднюю траву на даче
Австрийский полковник заявил, что нехватка войск грозит ВСУ эффектом домино
Стало известно об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Байден не интересуется действиями Трампа в судебных процессах
В Венесуэле сообщили, что страна считает себя частью БРИКС
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Депутаты поделились идеями насчет отдыха на майские праздники
Белоруссия прописала в военной доктрине недопустимость нападения на другую страну
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
В Пентагоне признали провал поставленного США на Украину оружия
Все новости