Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента
`

Посторонним труд разрешен

Эмигранты «подсели» на дистанционные услуги

Мария Борисова 27.03.2016, 22:32
Shutterstock

Росстат зафиксировал устойчивую тенденцию к выезду за границу на постоянное место жительства. Если в 2011 году из России уехали около 37 тыс. человек, то в 2015 году — почти в десять раз больше, 350 тыс. человек. Впрочем, связи с родиной многие из них рвать не спешат. В последние месяцы популярность набирают разнообразные дистанционные услуги, «заточенные» специально под эмигрантов: начиная от ухода за могилами на русских кладбищах и заканчивая передержкой домашних животных, которых пока не получается забрать с собой.

Расстояние не помеха

Три месяца назад для русских эмигрантов, живущих на территории США и Австралии, появился проект «Мы помним». Через него можно заказать уборку могил, а также услуги по поиску мест, где были захоронены родные. «Человек уезжает из страны, постепенно к нему переезжают родственники, в итоге мало кто остается в России, соответственно, и ухаживать за могилой родных некому. Бывали случаи, когда

люди обращались за уборкой, чтобы помочь своим живым бабушкам и дедушкам, у которых не хватает сил на то, чтобы ухаживать за участком.

Или, например, у человека в России осталась мама, она следит за могилой, но к нам обращались, просто чтобы сделать приятное, показать, что они тоже вовлечены, что память не утеряна», — рассказывает координатор проекта Максим Строевой.

Среди услуг есть абонемент на годовое обслуживание, которое включает в себя генеральную уборку дважды в год. В него входит выравнивание грунта, уборка травы и веток, влажная уборка памятника и возложение цветов и/или зажженной свечи перед уходом. После того как работа сделана, клиент получает фотоотчет, где видно состояние могилы до и после уборки. По словам клиента компании Андрея Петровского, живущего в США, воспользоваться услугой его подтолкнула нехватка времени. «Да и цена за услугу по сравнению с затратами, которые потребовались бы в виде билетов и времени, для меня была несопоставимо ниже», — добавил он.

В компанию «Забота после» обращаются жители Израиля, Великобритании и России. Помимо фотоотчета клиент получает описание выполненной работы, комментарии специалиста, карту с отмеченным захоронением и его географические координаты. «Проявить заботу и почтить память близкого человека — возможность для многих искомая, но трудновыполнимая из-за расстояния», — говорит координатор проекта Артем Белов.

Составить портрет типичного клиента достаточно сложно. Одни за рубежом живут на пособия и просят о минимальном количестве услуг, другие являются руководителями компаний, у них и масштаб соответствующий.

«Есть ситуации со сложными семейными отношениями и возложением цветов втайне от семьи умершего»,

— добавляет Белов.

По словам Ирины, живущей в Лондоне, в Ялте осталась могила ее бабушки. Сейчас навещать ее некому — ни родственников, ни знакомых уже нет, искать человека в Крыму, готового выполнить просьбу, было неудобно, поэтому пришлось обратиться в специализированную компанию. «Для меня были значимы мамины слезы, когда я показала ей фотографии могилы бабушки и то, как там все сделали», — рассказала Ирина.

Заказы у компании бывают разные. Самое маленькое кладбище, где осуществлялась уборка, находится в степи при деревне в 15 домов. Самое дальнее — в закрытом городке в 600 километрах от крупного населенного пункта. А для последнего заказа потребовалось привезти 350 килограммов крымской гальки с ракушками для обустройства одного небольшого захоронения.

Захоронения с типовым металлическим памятником или деревянным крестом с табличкой — это единственная категория захоронений, которую тяжело или невозможно отыскать после того, как 15–20 лет за ними никто не ухаживал, добавляет Белов. Поиск захоронения происходит по следующему алгоритму: сначала сбор информации в архивах, затем пеший обход кладбища, и, как правило, за четыре-восемь часов нужную могилу удается найти.

«Некоторые исполнители рассказывают о мистических ситуациях, когда

после безуспешных поисков могилы они обращались по имени к захороненному человеку и в течение пары минут выходили прямо к его могиле.

Некоторые исполнители отказываются от оплаты своей работы после некоторых необычных для них ситуаций или ощущений», — рассказывает Белов.

«Кладбищенские» дистанционные услуги планируется расширять. Так, в рамках благотворительного проекта «Никто не забыт» клиенты смогут также заказать базовую уборку ближайшей к заказанному захоронению заброшенной могилы.

Сдачи не надо

Люди, решившие жить в другой стране, зачастую не хотят отказываться от российского гражданства и предпочитают носить статус резидента. По словам управляющего партнера агентства недвижимости Spencer Estate Вадима Ламина, такие люди свою недвижимость в России обычно не продают. То ли воспитание вложило в голову, что квартира — это святое, то ли нужна уверенность, что в случае чего есть куда вернуться. Обычно, чтобы квартира не простаивала, москвичи ее сдают. Однако в большинстве случаев приглядывать за жилплощадью просят не родственников, а риелторские компании.

«Для сдачи квартиры многие выбирают агентство, потому что не хотят иметь финансовых отношений с родственниками или друзьями.

К тому же, пользуясь услугами агентства, человек уверен, что оно не будет забирать себе в карман. В случае с друзьями и соседями такой гарантии нет», — рассказал Ламин.

Самыми популярными направлениями для эмиграции по-прежнему остаются Таиланд, Хорватия, Болгария, Сербия и Италия. От Великобритании все чаще соотечественникам приходится отказываться, отмечает Ламин. Сказывается кризис, россияне делают упор на страны с щадящими ценами.

Разницы в оформлении документов для уехавших и для оставшихся в России нет. Но есть свои нюансы, например, с заключением договора. Для этого арендодателю иногда приходится прилетать в Москву, и здесь, по словам Вадима Ламина, возникает проблема. «Арендатор может отказаться снимать квартиру, а человек уже прилетел. Поэтому агентство идет навстречу человеку, который сдает, и заранее обговаривает с клиентом аванс, чтобы хотя бы возместить стоимость билетов», — говорит он.

Случаются ситуации, когда арендатор, сняв квартиру, внезапно съезжает.

В таком случае перед агентством возникает вопрос: «Кто будет принимать жилье?» Надо либо просить вновь прилететь собственника, либо отдать это дело на откуп агентству, которое будет нести ответственность за «случайно» порванную штору или разбитую чашку. Еще одна сложность связана с переводом денег. Везде есть налоговые ограничения, и мало кто из эмигрантов хочет «светить» поступления от аренды. Поэтому обычно в России арендодатели просят кого-то из «своих» забирать деньги у агентства и только потом переводить их на счет.

Лыжи в Таиланде не нужны

При длительном отъезде за границу чемоданы надо собирать особенно тщательно. И как поступить с фамильным сервизом, если попытка взять его с собой может быть квалифицирована как вывоз антиквариата и сопряжена с дополнительной бюрократической волокитой? Можно лишние вещи продать, а можно сдать в аренду. Это выгоднее, к тому же, если вы вернетесь в Россию, можно опять начать пользоваться этими вещами.

Такую онлайн-площадку аренды разработала Rentmania. Проект начал пользоваться спросом у потенциальных эмигрантов и любителей длительных путешествий.

Чаще всего сдают в аренду крупногабаритные вещи: тренажеры, бытовую технику.

«Семья уезжала зимовать в Таиланд на три месяца. Сдавали горнолыжные костюмы, хлебопечку и много детских товаров — автокресла, прогулочные коляски, манежики», — привела пример сооснователь компании Людмила Булавкина.

Институт благородных собак

По данным Мосгорстата, только в Москве официально зарегистрировано 2 млн собак и 1,5 млн кошек, то есть у каждой второй-третьей семьи есть домашний питомец. Перевезти животное за рубеж непросто, нужно подготовить ветеринарное свидетельство, лицензию на вывоз, сертификат о вакцинации, и если при рождении нет поставленного клейма, то под кожу должны ввести микрочип с данными. Оформление документов занимает немало времени и, как любой медицинский осмотр, может затянуться, если обнаружатся заболевания.

Из-за этого некоторые граждане решают освободить себя от бумажной волокиты и оставить питомца на родине. Одни на некоторое время, пока не обживутся, другие на всю жизнь. И для тех и для других животных существуют зоогостиницы.

По словам создателя проекта Uvivo Ольги Климовой, зоогостиницы пользуются большим спросом. Здесь можно разместить как собак и кошек, так и рыб, грызунов и даже экзотических животных. «У нас сделаны отдельные номера, соответствующие размерам животного. Например, для маленького питомца, такого как йоркширский терьер или чихуахуа, размер помещения составляет 4–5 квадратных метров. Мы следим за питанием обитателей и их физическим состоянием», — пояснила она. Для всех животных можно заказать дополнительные услуги. Например,

кошек ждут спа-процедуры, от тонирования шерсти оттеночным шампунем и маникюра до грязевых обертываний с косметикой Мертвого моря.

Для собак представлены различные программы прогулок: от 40-минутного эконома до двухчасового каникросса с элементами дрессировки. Также есть няня-сиделка, курс обучения «благородным манерам» и подготовка к выставкам. Рептилиям можно подобрать дизайн террариума, а рыбкам выбрать тип аквариумной воды. Для всех животных предусмотрены услуги ветеринара, фотографа, который снимет питомца на прогулке в разное время года, и швеи, готовой сшить наряд по последней моде.