Следователи продолжают искать сына вице-президента «Роснефти» Михаила Ставского. Михаил Ставский (полный тезка своего отца) был похищен 13 апреля, когда выходил из здания Университета нефти и газа имени Губкина. Расследованием уголовного дела, которое следственный отдел прокуратуры по Юго-Западному административному округу Москвы возбудил по ч. 2 ст. 126 (похищение человека) УК РФ, совместно занимаются следователи и сотрудники службы безопасности «Роснефти». Пока никаких результатов полуторамесячное расследование не дало. В неофициальных беседах следователи признаются, что зашли в тупик, а представители «Роснефти» обсуждать это с журналистами отказываются. Тем временем родственники уже недовольны ходом расследования, сообщает агентство «Росбалт».
Среди неофициальных версий поначалу рассматривалась профессиональная деятельность Ставского-старшего. Как сообщали «Газете.Ru» источники, близкие к расследованию, изначально предполагалось, что похищение – попытка заставить топ-менеджера «Роснефти» пойти на уступки в нефтяном бизнесе, однако на данном этапе от нее отказались. Сотрудники правоохранительных органов все еще ждут, что преступники потребуют выкуп от семьи Ставских (ранее в СМИ сообщалось, что похитители даже назвали сумму в 50 млн евро, но подтверждений эта информация не нашла). «Когда заговорят о выкупе, хотя бы станет ясно, зачем похищали», — поясняют следователи.
Источники, близкие к расследованию, считают, что за полтора месяца похитители так и не решили, сколько потребовать от топ-менеджера нефтяной компании.
«Это серьезная группировка, занимавшаяся похищениями, а теперь, когда информация просочилась в СМИ, они сворачивают свою деятельность и напоследок планируют побольше заработать. Видимо, там начались споры», — говорят следователи. Как уже писала «Газета.Ru», в качестве возможного заказчика похищения назывался некий 39-летний Виталий Марченко, также имеющий паспорта на имена гражданина Армении Дениса Шимина, гражданина Украины Дениса Жимина, а также гражданина России Дениса Шимина, проживающего в Уругвае. В разговорах следователей он фигурирует то как «глава преступной группировки», то как «агент ФСБ РФ под прикрытием». Его «правой рукой», по мнению оперативников, является экс-помощник бывшего депутата Госдумы Маргариты Баржановой Максим Кан, который сейчас проживает в Лондоне.
Накануне Следственный комитет РФ сообщил, что помимо Шилина-Марченко к похищению Ставского может быть причастен экс-сотрудник УБОП ГУВД Москвы Андрей Алешин.
Он проработал в правоохранительных органах около 12 лет, специализируясь на освобождении заложников. Сейчас Алешин находится в СИЗО «Лефортово» по обвинению в похищении человека. Его уголовное дело состоит из нескольких эпизодов, однако главный из них – похищение в ноябре 2006 года директора «Общемашснаба» Вадима Струкова в Подмосковье. Бандиты потребовали от Струкова-младшего за освобождение отца выкуп. Задаток составлял $400 тыс. Операция по освобождению заложника, как уже сообщала «Газета.Ru», сорвалась. Местонахождение главы оборонного предприятия не известно до сих пор. Следующий вменяемый Алешину эпизод – похищение в том же году заместителя гендиректора российского представительства компании Hytrade Investment oil Лолиты Судаковой. За нее требовали выкуп в размере $500 тыс. Однако ее отец Александр Пизик, являвшийся главой компании, по неизвестным причинам отказался платить похитителям. В итоге Судакова при таинственных обстоятельствах оказалась на свободе. Как рассказал «Газете.Ru» один из оперативников, участвовавших в поисках похищенной, Судакова «не была похожа на человека, побывавшего в плену». «На ней был чистый деловой костюм и ни одной царапины», — сказал он.
Спустя год неизвестные похитили отца Судаковой.
С ноября 2007 года найти его сотрудники правоохранительных органов не могут. Следователи уверены, что за всеми этими похищениями стоял арестованный Алешин. Главное доказательство против него – аудиозапись переговоров с сожителем Судаковой Павлом Кузиным. Именно он общался с похитителями, записывая все беседы на диктофон, а потом передавал в УБОП. Якобы во время прослушивания одной из них сотрудник ГУ МВД по ЦФО Алексей Борода, раньше работавший с Алешиным в УБОП, узнал бывшего коллегу по голосу.
Адвокаты экс-оперативника уверены, что уголовное преследование их подзащитного – дело рук Шилина-Марченко и «его покровителей из ФСБ», на которых Алешин собрал внушительное досье. Дело в том, говорит адвокат Екатерина Романова, что обвиняемому удалось выйти на след Шилина, живущего в Уругвае, а также на некоторых его сообщников, в том числе и в правоохранительных органах. В 2005 году к Алешину, уже уволившемуся из органов, по рекомендации его бывших коллег обратилась глава Дальневосточной транспортной группы Раиса Паршина. Она попросила опытного оперативника помочь в поисках ее сына – его похитили в Москве 2 ноября того же года. Спустя несколько дней похитители потребовали выкуп в размере $7,2 млн. Через четыре месяца Алешину, заручившемуся поддержкой действующих оперативников, удалось выйти на похитителей, а вскоре и освободить заложника. Задержать преступников не смогли, и Паршина, предложившая экс-милиционеру возглавить службу безопасности ее компании, настояла на поисках похитителей. «Это были месяцы совершенно безумной аналитической работы. Мы пробивали все звонки, мы искали этих людей», — сказала «Газете.Ru» адвокат Романова, также принимавшая участие в поисках.
В ходе собственного расследования Алешину удалось установить, что в группу похитителей входят Марченко-Шилин, экс-помощник бывшего депутата Госдумы Кан, а также житель Пензенской области Игорь Пронин и москвич Игорь Гуров. Информацией, полученной в ходе расследования, Алешин делился с сотрудниками УБОПа, уточняет адвокат.
Однако в ходе расследования, по словам Романовой, он неоднократно встречался с противодействием со стороны некоторых коллег.
В частности, он узнал, что его телефон прослушивают сотрудники все того же 10-го отдела ГУ МВД по ЦФО. Тем не менее он продолжил свое расследование, и, по словам другого адвоката Алешина Сергея Забарина, вынудил Кана явиться к Паршиной с повинной. Предполагаемого подельника доставили к матери жертвы, где тот рассказал о бизнесе Шилина, а также о многих других похищениях. Показания записывались на видеокамеру. Алешин попытался добиться ареста Кана, а также передал его показания действующим коллегам в ГУВД. «Но все эти ценнейшие материалы, как нам позже стало известно, были изъяты ФСБ. Где они теперь — неясно», — говорит Романова. Однако некоторых участников похищения все же удалось задержать и осудить: в итоге Пронина приговорили к 15 годам лишения свободы, а Гурова оправдали присяжные. У адвокатов Алешина есть основания полагать, что Пронин был причастен и к еще одному похищению — банкира Алексея Ушакова в 2005 году. Отслеживая звонки похитителей, им удалось установить, что Паршин-младший и Ушаков содержались в подвале одного и того же гаража в Солнечногорске. «По странным обстоятельствам супруга Пронина жила на соседней с этим гаражом улице, хотя прописана в Пензенской области», — отмечают собеседники «Газеты.Ru».
Начав разбираться в том, кто такой Шилин, Алешин выяснил, что этого человека уже задерживали с поличным во время передачи выкупа за предпринимателя Ушакова в одном из столичных банков. Вместе с ним был задержан его подельник — ранее судимый за мошенничество Валерий Стексов. «Шилина задерживали со стрельбой. Как рассказывали оперативники, которые его брали, этот Шилин не бежал по лестнице, а отталкивался ногами от стен. У человека отличная подготовка. Тут и начались первые подозрения», — отметила Романова. Оперативники доставили обоих в отделение. При личном досмотре у Стексова и Шилина нашли поддельные паспорта. Однако вскоре Шилина отпустили, а рапорты о задержании были переданы в Пресненскую межрайонную прокуратуру. Там с «Газетой.Ru» обсуждать эту историю отказались, сославшись на тайну следствия. Однако, по некоторым данным, Шилина освободили по звонку все из того же 10-го отдела МВД. В 2007 году Алешину удалось выяснить, что к освобождению может быть причастен его бывший коллега Борода, который сейчас проходит главным свидетелем обвинения по делу Алешина. Экс-оперативник сообщил Бороде, что намерен писать жалобу и на него, и на сотрудников Пресненской прокуратуры, однако тот захотел уладить конфликт. Борода предложил Алешину начать расследование одного из преступлений Шилина-Марченко, но с привлечением сотрудников ГСУ СКП РФ и под оперативным сопровождением сотрудников Управления собственной безопасности ФСБ РФ. «Он говорил, что так будет проще: у его начальника него есть некий друг в СКП, который имеет выходы на Бастрыкина. Однако для этого он потребовал «стрясти с Паршиной» $150 тысяч», — цитируют показания Алешина его адвокаты. Борода и экс-оперативник рассорились, а спустя некоторое время джип Алешина вскрыли: пропали только флеш-карты и бумаги с информацией о Шилине. Вскоре за Алешиным началась слежка. Он написал об этом заявление в СКП, после чего следователи вызвали его на беседу. Алешин, надеясь, что в СКП примут во внимание результаты его расследования, захватил с собой диски с досье на Шилина. Однако в лифте ведомства он был задержан, а вскоре ему сообщили, что он подозревается в нескольких похищениях. С тех пор Алешин и находится в «Лефортово». Адвокаты и его бывшие коллеги уверены, что «тут постарались сотрудники ФСБ».
«Алешин поднял очень неприятную тему. Он почти докопался до многих стражей порядка, которые помогали Шилину», — отмечают адвокаты экс-оперативника. Что касается улик, то источники «Газеты.Ru» в МВД отмечают, что за два месяца до того, как запись с якобы голосом Алешина появилась у Кузина, сотрудник МВД Борода давал ее коллегам послушать. Сам Борода от общения с «Газетой.Ru» отказался, а в пресс-службе МВД ответили, что «оперативники никогда и не разговаривают со СМИ». Кроме того, как стало известно «Газете.Ru», сотрудники СКП намерены в ближайшее время объединить в одно производство все дела о похищениях, в которых фигурировал Шилин-Марченко-Жимин. Адвокаты Алешина уверены, что следователи делают это для того, чтобы предъявить остальные обвинения их подзащитному. «Таким образом, Шилин оказывается в безопасности, быстро берет деньги со Ставских, распределяет их между своими, а потом сворачивает бизнес», — говорят адвокаты.