На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

«Политические проблемы могут решить только украинцы»

Перспективы «евромайдана» обсудил с «Газетой.Ru» депутат Европарламента Ежи Бузек

Почему западные политики приезжают на киевский «евромайдан» и кто может стать посредником в налаживании диалога между украинскими властями и оппозицией? Об этом «Газете.Ru» рассказал депутат Европейского парламента, бывший премьер-министр Польши Ежи Бузек. Бузек — один из активных сторонников интеграции Европейского союза и Украины. В 80-х годах прошлого века Бузек принимал активное участие в деятельности «Солидарности».

— Польские политики очень активно реагируют на события в Киеве. С чем это связано?

— Польша никогда не выступала с готовыми решениями для украинских властей или оппозиции, и сегодня мы также этого не делаем. Мы демонстрируем Украине нашу поддержку, когда украинские власти выражают желание проводить реформы, и мы делаем то же самое во время кризиса, когда мы прислушиваемся к голосам «евромайдана».

Украинцы — вторая после поляков нация, которая выражает такой энтузиазм по поводу евроинтеграции. Эта страна — сосед Польши, с ней у нас общая культура и история. Мы поддерживаем желание украинцев к ассоциации c ЕС, потому что нам самим это членство дало очень много. С другой стороны, президент Польши Бронислав Комаровский и правительство сдерживают эмоции и выражают надежду на диалог с властью в Киеве.

В то же время у нас есть право выражать нашу жесткую позицию по поводу разгона (митинга — «Газета.Ru») на Майдане и нарушения базовых принципов гражданского общества.

— Как вы видите развитие ситуации на Украине? Есть ли еще возможность для достижения компромисса?

— Большинство украинцев поддерживают идею сотрудничества с Европейским союзом, но политические проблемы Украины могут решить только украинцы. Им нужны настоящие переговоры в режиме «круглого стола» с участием всех политических сил: власти, оппозиции, представителей гражданского общества и правозащитных организаций. Украинская церковь также должна сыграть значительную роль, чтобы выступить модератором этого процесса. ЕС готов помогать этому.

Говоря общими словами, украинцы имеют право жить в свободном демократическом мире и независимой стране, которая строит свою европейскую идентичность и благосостояние.

— Нет ли у вас ощущения, что протестующие уже хотят не столько возобновления переговоров об ассоциации с ЕС, сколько ухода из власти президента Виктора Януковича?

— Мне не хотелось бы строить догадок, какая цель более важна для украинцев, и не мое это дело. Когда я был на Украине, меня встречали очень тепло — и на улицах, и в ресторанах, и на Майдане — как европейца. Люди на Майдане скандировали: «Европа, Европа!» Я убедился в европейских настроениях украинцев, встречаясь с журналистами и политиками.

Сейчас хорошее время для того, чтобы начать серьезные переговоры и попытаться найти компромисс. То, что давление на митингующих сейчас спало, — это хороший сигнал, но мне кажется, что власти (не Янукович лично, но власти) потеряли кредит доверия из-за своих действий.

— Как вы думаете, есть ли возможность для компромисса, учитывая ваш опыт членства в «Солидарности»?

— Всегда есть возможность для компромисса. Но власть должна быть открыта для диалога. Президент Янукович должен показать, что он готов к диалогу и к компромиссу. Я уверен, что лидеры оппозиции и гражданского общества готовы разделить ответственность с властями, и поэтому серьезные, глубокие и прямые дискуссии должны начаться.

— Вы лично знакомы с господином Януковичем. Считаете ли вы, что он готов к диалогу?

— Я встречался с ним несколько раз в качестве председателя Европарламента. Украина многие годы следовала по европейскому пути, в последние пару лет мы обсуждали условия договора об ассоциации, и страна сделала определенные усилия для приближения к европейским стандартам. Поэтому

такой шаг назад в последнюю минуту (отказ Украины от подписания соглашения об ассоциации с ЕС. — «Газета.Ru») после всего достигнутого стал для нас сюрпризом.

— Разделяете ли вы мнение, что Украина сделала это под давлением России?

— Премьер-министр Николай Азаров подписал указ, отменяющий процесс интеграции с ЕС, и там было сказано, что решение было принято в связи с желанием обеспечить национальную безопасность Украины и восстановить объем торговли с Российской Федерацией. Это было сделано в самый последний момент. Несколько недель назад переговоры шли в правильном направлении и настрой был позитивным.

Мы можем догадываться, что Украина приняла это решение не совсем добровольно.

— Европейские политики обращались к участниками протеста на Майдане с трибуны вместе с лидерами украинской оппозиции. В российских политических кругах это посчитали вмешательством во внутренние дела Украины...

— Это можно рассматривать как защиту гражданских и человеческих прав, потому что наш визит произошел после агрессивной атаки, направленной на мирную демонстрацию. Наша реакция была вполне типичной: по всему миру члены Европарламента реагировали в такой же манере.

С другой стороны, мы хотели дать открытый, честный сигнал украинцам, что они должны выбирать сами. Но, если они хотят сделать четкий выбор, у них должны быть и наши четкие предложения. Для нас важно, чтобы Украина принимала независимые и объективные решения.

— У вас не вызывает беспокойства тот факт, что в украинском протесте участвуют и ультраправые элементы (партия «Свобода», например), которые разыгрывают собственную карту?

— Политическая жизнь в любой стране достаточно разнообразна, и в ней присутствуют выразители разных взглядов. Важно двигаться в сторону демократии, которая базируется на независимых политических партиях и общественных организациях, чтобы снять любые возможности для экстремизма.

В мою бытность в «Солидарности» на одной стороне были власти, а на другой стороне — люди, объединенные независимым профсоюзом. Наши коммунистические власти решили быть открытыми и претворить в жизнь результаты переговоров.

— Но вряд ли можно представить, чтобы президент Войцех Ярузельский, который сел за стол переговоров с Лехом Валенсой, мог говорить с людьми, которые придерживаются ультраправых взглядов — таких, которых придерживается Олег Тягнибок, например....

— Мне трудно отвечать на этот вопрос. Руководство «Солидарности» было весьма умеренным. Власти Украины должны воздержаться от любого насилия и начать переговоры с оппозицией.

Картина дня
Новости и материалы
Российский военкор рассказал об отношении к мирным переговорам у военных
Трамп поблагодарил Алиева и Пашиняна
В Госдуме оценили реакцию Зеленского на встречу Путина и Уиткоффа
Бывший вице-президент «Локомотива»: Инфантино вызывает большое удовольствие лизнуть Трампа
Россиянин угнал машину, когда его отказались подвезти
Фигурист Малинин выиграл финал Гран-при ISU, исполнив семь квадов
Названы участки МКАД в Москве, где чаще всего застревают фуры
Пара из Казахстана украла из сиднейского казино почти $1,2 млн
Активисты повредили витрину с исторической короной в музее Лондона
Православный активист обвинил арендодателей в пропаганде чайлдфри из-за «квартир без детей»
Путин поздравил президента Киргизии с днем рождения
«Таких просто не бывает»: как Малинину удалось исполнить семь квадов
Дуров заявил, что ЕС устанавливает нереальные правила для технологических компаний
Порт Темрюка полыхает второй день после атаки БПЛА
Российских туристов перенаправили из Венесуэлы на Кубу из-за возможного вторжения США
Подсчитано, за сколько корпоративов Долина может собрать 112 млн рублей для Лурье
Зеленский отправится в Великобританию
Латвия в очередной раз продлила запрет на ночные полеты у границы с Россией и Белоруссией
Все новости
Доллар по 75. Почему курс рубля называют «ненастоящим»
Теперь вы знаете