Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Грузия не выбирает мессию

Саакашвили и Иванишвили передают страну: в воскресенье в Грузии впервые за долгие годы пройдут президентские выборы без харизматичных политиков

,
В воскресенье Грузия будет выбирать своего четвертого президента. Впервые новый глава государства займет пост не после революционных изменений, а в ходе спокойной избирательной кампании. Под стать и претенденты на победу, не являющиеся харизматичными политиками. Почти десятилетняя эпоха Саакашвлии подошла к концу — фаворитом на выборах считается не его протеже. Однако это не означает, что период двоевластия в стране закончится 27 октября.

О том, что в воскресенье в Грузии пройдут выборы нового президента избирателям (их более 3,5 млн) напоминают лишь рекламные баннеры и мирно соседствующие друг с другом плакаты кандидатов. В субботу в стране объявлен «день тишины» и другая агитация запрещена. Впрочем, рядовые граждане в этот раз намного меньше говорили и спорили о политике. Характерной чертой нынешней избирательной кампании стало отсутствие политического накала и прежних эмоций.

Обычно новые президенты появлялись в Грузии при иных обстоятельствах.

Последние выборы в январе 2008 года были досрочными: Михаил Саакашвили назначил их после многотысячных митингов оппозиции в сентябре-ноябре 2007 года, выступавшей против политического курса президента. Протесты сопровождались беспорядками и столкновениями с полицией.

Отработавший почти два полных президентских срока Саакашвили в первый раз был избран президентом в результате «Революции роз» (ноябрь 2003 – январь 2004), после того, как его предшественник Эдуард Шеварднадзе вынужден был уйти в отставку в конце 2003 года по требованию оппозиции, обвинившей его в фальсификации результатов парламентских выборов. Шеварднадзе (он также избирался дважды главой государства – в 1995 и 2000 годах) фактически встал у руля страны в 1992-м. Его предшественник, первый президент страны Звиад Гамсахурдия, (погиб 31 декабря 1993 года в период гражданской войны в Грузии) был свергнут в ходе государственного переворота декабря 1991 – января 1992 года.

Первый «смирный» президент

«Это замечательно, ибо спокойная атмосфера способствует правильному выбору, так как при экзальтации в массах, выбор бывает неверный и тогда выбирают того, кто больший демагог, популист, кто выбрасывает в толпу более безответственные лозунги. Мы это проходили не раз, — прокомментировал «Газете. Ru» нынешнюю относительно тихую кампанию руководитель Института стратегии управления Петре Мамрадзе. — Нейтральное отношение к выборам замечательно. Это приближает нас к цивилизованной Европе».

Лидер партии «Грузинская мечта» (победившей на прошлогодних выборах партию Саакашвили «Единое национальное движение»), премьер-министр Бидзина Иванишвили, также не преминул отметить историческое значение события. «27 октября Грузия должна сделать еще один важнейший шаг на пути к демократическому развитию.

Этими выборами наша страна начинает новую эпоху, с новой конституцией и новой моделью правления, — обратился он в пятницу к гражданам.

Главную тройку претендентов на президентский пост составляют следующие кандидаты - экс-министр образования и науки, вице-премьер правительства Георгий Маргвелашвили (от правящей коалиции «Грузинская мечта»), председатель парламента Грузии прошлого созыва Давид Бакрадзе (от «Единого Национального движения») и лидер партии «Демократическое движения – Единая Грузия», экс-спикер парламента Нино Бурджанадзе (от «Народного собрания»).

На выборы планируют прийти около 78% избирателей, говорят социологи.

Социологические войны

По данным сразу нескольких социологических служб лидирует Маргвелашвили. При этом процентное соотношение в первой тройке различается. Согласно опросу НПО «Молодые адвокаты», более 50% голосов избирателей не набирает ни одни из кандидатов. При этом явным лидером является Маргвелашвили. Так, по результатам опроса, проведенного в сентябре американской исследовательской компанией Greenberg Quinlan Rosner Research по заказу ЕНД, кандидат от «Мечты» набирает 43%, Бакрадзе – 23%, а Бурджанадзе — 6%. Согласно данным опубликованным на днях исследовательско-консультативным центром «Психопроект» (по заказу избирательного штаба «Мечты»), расклад иной: 57,6%, 11,8% и 7,1%, соответственно.

Таким образом, главной интригой выборов, по мнению экспертов, является борьба за второе место, то есть за нишу главной оппозиционной силы в стране. А также вопрос, сможет ли Маргвелашвили победить в первом туре.

«Я практически не представляю себе второго тура. Маргвелашвили, по мои расчетам, наберет больше 50%. Но я не удивлюсь, если он наберет и где-то в районе 60% голосов», - сказал «Газете.Ru» Петре Мамарадзе. То, что Бакрадзе по всем опросам опережает Бурджанадзе эксперт объясняет тем, что у ЕНД осталась достаточно сильная профессиональная команда и тем, что в регионах органы самоуправления до сих пор фактически контролируются «националами».

По мнению же политолога Наны Девдариани, второго тура ожидать стоит, но при условии, что не будет фальсификаций. «Второй тур неизбежен, и как бы там не перебирались проценты в пользу того или иного кандидата социология это четко показывает. Все же видно, что больше 50% никто не набирает в первом туре», – цитирует эксперта «Новости-Грузия».

Премьер Иванишвили уже дал понять, что победа в первом туре кандидата от «Мечты» является для него принципиальным моментом. «Если состоится второй тур, я бы лично Маргвелашвили посоветовал не принимать в нем участия», — заявил премьер на встрече с журналистами. После этого совет Иванишвили поспешил сгладить спикер парламента Давид Усупашвили, назвав его «метафорой». Однако, восприняли ее не все.

«Нельзя в таком тоне говорить с избирателями. Я бы даже жестче сказала: нельзя шантажировать избирателя, что если ты не выберешь с 60-70% Маргвелашвили, то я обижусь»,

— недоумевает политолог Девдариани. Кандидат от ЕНД Давид Бакрадзе прокомментировал более жестко: «Кто является фаворитом, кто приемлем для народа – все это станет ясным по итогам свободных выборов. Заранее делать такие категорические прогнозы, думаю, является оскорблением нашего избирателя».

Впрочем, «Грузинская мечта» уже пообещала, что выборы, которые правящая коалиция проводит впервые, будут честными, прозрачными и соответствующими европейским стандартам. В страну прибыла целая армия международных наблюдателей. Тем не менее, кандидат от Лейбористской партии Шалва Нателашвили уже пообещал защитить голоса своих избирателей и в случае чего вывести сторонников на улицу. О давлении на своих представителей, особенно в регионах, заявляют «националы». Однако большинство экспертов считают, что никаких серьезных нарушений не будет и массовых протестных акций не ожидают.

«Настоящих буйных мало - вот и нету вожаков»

Отличительной чертой нынешних президентских выборов эксперты называют окончание эпохи «харизматичных президентов». Помимо этого, страна переходит на новую конституционную модель (см. врез), фактически превращаясь в парламентскую республику, в которой функции президента будут значительно сокращены, а главной становится фигура премьер-министра.

Как сказал «Газете.Ru» президент Независимого клуба экспертов Сосо Цискаришвили, «нынешние президентские выборы тем и отличаются от всех предыдущих, что мы выберем президентом страны не «мессию», а гражданина.

Харизматические президенты, которых мы ранее трижды избирали с почти 90-процентной поддержкой, оказались неспособными выражать интересы всего общества и становились президентами собственных политических партий».

Впрочем, ректор Дипломатической академии Сосо Цинцадзе считает, что эпоха харизматичных политиков в Грузии не закончена — рано или поздно они появятся. По его словам,

для президента, который по новой модели должен быть арбитром, требуются сильные личные качества, воля, влияние и та же харизма. Но у кандидата от «Мечты» таких качеств нет, отмечает эксперт.

Напомним, миллиардер Иванишвили еще весной выбрал доктора философии Маргвелашвили кандидатом от коалиции, хотя до этого на эту роль претендовали более амбициозные политики из его команды. На тот момент Маргвелашвили даже не входил в пятерку рейтинга доверия лидеров коалиции «Грузинская мечта», составленном Международным республиканским институтом (IRI). Однако, с того времени Маргвелашвили удалось поднять свой рейтинг.

Политолог Рамаз Сакварелидзе характеризует Маргвелашвили как принципиального человека, которому можно будет доверить роль арбитра. «Он честный и по отношению к своей позиции. Он очень часто спорил со всеми в коалиции, в том числе и с премьер-министром, если считал, что вопрос не так поставлен, как надо. Он не будет формальной фигурой и свою позицию будет отстаивать каждый раз, когда возникнет такая необходимость», — уверен Сакварелидзе.

Нынешний кандидат на выборах от ЕНД изначально также не был основным фаворитом у своей партии. В шорт-листе до последнего фигурировал экс-глава МВД, бывший премьер-министр Грузии и генсек этой партии Вано Мерабишвили. Однако, политик был арестован новыми властями и сейчас против него выдвигается целый ряд обвинений.

Против «сожительства»

Если сжать предвыборные обещания кандидатов до слогана, то Маргвелашвили предлагает избирателям «вместе продолжить движение вперед», то есть реализовать начатые «мечтателями» реформы, препятствием на пути которых стала «коабитация» (сожительство — от фр. cohabitation) с «националами», Бакрадзе – «вместе контролировать правительство», а Бурджанадзе обещает «справедливость везде и для всех». На сторону Бурдажнадзе склоняются те сторонники «Мечты», которые настроены более радикально – они недовольны медленными темпами «процесса восстановления справедливости в стране» и критикуют новые власти за ту самую коабитацию с «националами». Бурджанадзе заявляет, что партии Саакашвили нет места в грузинском обществе, а он сам должен ответить перед законом. Ее сторонники не сомневаются, что если Бурджанадзе станет президентом, то Саакашвили окажется за решеткой.

Главное, чего ожидает Цискаришвили от выборов — это выход из режима двоевластия, в которой страна оказалась после формирования правительства Иванишвили (после победы «Мечты» на прошлогодних выборах), при том, что Саакашвили оставался президентом. Пока же, по словам эксперта, «националы» являются «второй властью», так как ни у одного оппозиционного игрока на данный момент нет таких рычагов управления, которые сохранили за собой они.

Представители ЕНД все еще имеют серьезное влияние на судебную систему и банковскую систему, на местные органы власти, госаудит. Выйти из такого двоевластия, по его мнению, удастся, если вторым к финишу не придет представитель партии Саакашвили.

«Если их кандидат займет второе место, то «националы» используют это для того, чтобы представить себя Западу как единственную солидную оппозиционную политическую силу в стране. Если они не добьются своего заветного второго места, то будут писать огромное количество жалоб, стараясь не допустить легкой легитимизации результатов выборов», — говорит он.

С другой стороны, присутствие на выборах вопроса преодоления двоевластия, как ни парадоксально, может сыграть и против «Мечты». Не исключено, что ЕНД может рассчитывать на ту часть избирателей, не симпатизирующих ни одному из кандидатов, которые считают, что доминирование одной политической силы ничего хорошего раньше стране не приносило. По этой логике, правительство и парламент, наоборот, должны контролироваться разными силами, которые бы могли друг друга уравновесить.

В связи с выборами встает и вопрос о судьбе Саакашвили.

По мнению эксперта Петре Мамрадзе, роль главной оппозиционной силы «националам» нужна также для того, чтобы не арестовали Михаила Саакашвили. «Он ищет такой иммунитет от ареста», — уверен он.

Напомним, что после прихода к власти «Грузинской мечты» в Грузии началась целая серия процессов против занимавших ранее высокие государственные посты людей из команды Саакашвили. ЕНД» заявляет, что это является политическим преследованием оппозиции и «охотой на ведьм». Новые власти это категорически отрицают, говоря о криминальном и коррупционном характере совершенных преступлений.

На этой неделе масла в огонь подлили и Иванишвили, который допустил, что

в отношении Саакашвили могут начать уголовное преследование после того, как 27 октября срок его президентских полномочий истечет.

«Никакого политического преследования Саакашвили не будет, однако вопросы к нему есть. Если бывший премьер находится в тюрьме (Вано Мерабишвили), бывший министр обороны в тюрьме (Бачо Ахалая), другого бывшего министра обороны (Давид Кезерашвили) поймали во Франции, против действующего мэра (мэр Тбилиси Гиги Угулава) возбуждены три дела, то естественно, что вопросы есть и к президенту», - заявил Иванишвили в эфире телекомпании «Имеди». Упомянул он о странных обстоятельствах смерти в 2005 году премьер-министра Зураба Жвания, в деле которого сейчас вскрылись новые обстоятельства, а также о разгоне митинга 26 мая 2011 года за отставку Саакашвили, в ходе которого «были убиты люди» (три демонстранта и полицейский).

«Я, как гражданин, не хочу, чтобы моего президента допрашивали или он попал в тюрьму, - это нехорошо для имиджа страны, однако есть прокуратура и суд, и в их дела я не вмешиваюсь», - заявил Иванишвили.

Сам Саакашвили уже собрал личные вещи и вывез их из своей канцелярии. В четверг у его президентской резиденции в Тбилиси прошла акция сторонников «ЕНД» под лозунгом «До свидания, господин президент!». Таким образом они выразили ему свою «благодарность за прогресс, достигнутый страной за годы его президентства».

Одна из надписей на плакате: «Спасибо за государство!».

Иванишвили собирается после этих президентских выборов уйти из большой политики, оставив премьерский пост, о чем он неоднократно заявлял. Моя миссия в том, чтобы не стать мессией – так объяснил он свое решение. Его отставки следует ожидать после инаугурации нового президента. В случае единственного тура, она состоится 17 ноября. Миллиардер планирует создать неправительственную организацию и «вместе с народом контролировать власть».

О том, какую роль для Грузии сыграли уходящие этой осенью со своих постов оппоненты — премьер и президент — покажет уже история.

«Мы пришли к этим выборам мирно и это победа народа и страны. Впервые за эти двадцать лет нам дается возможность путем выборов сменить президента», — обратился на этой неделе к гражданам Иванишвили, вероятно, имея ввиду, что при правлении уходящего главы государства такой возможности у грузин не было. Однако, сейчас, действительно, важнее то, что она появилась, и не в последнюю очередь благодаря тому, что признавший поражение своей партии в октябре 2013 года Саакашвили, спустя год уходит сам по истечение срока полномочий. Уходит исключительно согласно букве Конституции, что, безусловно, дает Грузии исторический шанс начать новый период, когда ее руководители будут сменять друг друга без революционных потрясений.

Новости и материалы
Лавров: РФ не прислали приглашение на годовщину высадки в Нормандии
Галич пожаловалась, что ей придется идти на встречу с женой экс-президента Франции в трусах
Страны G7 обязались усилить ПВО Украины
Страны G7 выразили обеспокоенность отзывом Москвой ратификации ОДВЗЯИ
В МИД РФ сочли мягчайшим закон об иноагентах в Грузии
Названы члены жюри шоу «ВИА Суперстар!»
«Большая семерка» пообещала усилить санкционное давление на Россию
Московский зоопарк временно закрыт для посетителей из-за непогоды
Украинская чиновница помогала уклонистам получать липовые справки, ее задержали
Широков: я передал «Спартаку» чемпионский дух
Названа причина смены ректора в Институте Пушкина
Взрыв произошел в Одессе
Звезда Первого канала вернулась с семьей в Россию: «Вырвались из хаоса»
Экс-игрок «МЮ» не верит, что Джикия вернется в основу «Спартака»
Власти российского города хотят убедить пенсионерку убраться в квартире с крысами
Прокуратура утвердила заключение по делу Беркович и Петрийчук
Лавров заявил, что Москве нет смысла нападать на страны Европы
Звезда «Слова пацана» подтвердил роман с Яной Енжаевой
Все новости