Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Как далеко уйдет Иванишвили

Иванишвили оставит пост премьер-министра после победы его протеже на выборах президента в октябре

Премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили объяснился с нацией в связи с планами уйти из политики до конца года. Он заверил общественность, что коалиция «Грузинская мечта» без него не развалится, а он сможет уйти после победы на президентских выборах его соратника Георгия Маргвелашвили. Для победы начинающему политику Маргвелашвили, получившему прозвище Человек-пластилин, придется обойти Нино Бурджанадзе, кандидата от партии действующего президента Давида Бакрадзе и еще несколько десятков кандидатов.

Бидзина Иванишвили оставит пост премьер-министра Грузии и уйдет из политики после президентских выборов, на которых, как он полагает, победит его ближайший соратник, кандидат от коалиции «Грузинская мечта» Георгий Маргвелашвили. Выборы президента Грузии назначены на 27 октября.

«Что касается времени моего ухода, об этом я заранее сообщу обществу после того, как буду убежден, что успешно прошли президентские выборы. Верю, что в первом же туре этих выборов победит кандидат от коалиции Георгий Маргвелашвили», — заявил председатель правительства накануне в многостраничном обращении к грузинской общественности.

Миллиардер, нелюдимый меценат Иванишвили в конце 2011 года неожиданно объединил вокруг себя оппозицию в коалицию «Грузинская мечта». Меньше чем через год, в октябре 2012 года, она выиграла парламентские выборы у партии президента Михаила Саакашвили «Единое Национальное движение» (ЕНД). «Грузинская мечта» по итогам выборов получила в парламенте 85 мест из 150 возможных. Правившая восемь лет ЕНД перешла в оппозицию, а Иванишвили был утвержден премьер-министром.

Но Иванишвили ограничил срок своей политической деятельности сразу, еще в октябре 2011 года, поставив тогда перед собой конкретные задачи: лишить Саакашвили монополии на власть, выиграв у ЕНД выборы в парламент; сформировать в ранге главы правительства кабинет министров; начать создание независимой судебной системы; вернуть перспективу восстановления на территориях Абхазии и Южной Осетии грузинского государства; вернуться к диалогу с Россией и одновременно углубить интеграцию с США и ЕС. «По-моему, для решения вышеперечисленных проблем необходимо примерно от двух до трех лет. После этого я намерен уйти из политики, чтобы принять активное участие в общественной жизни страны и ее развитии», — заявил в 2011 году Иванишвили.

О своем плане покинуть большую политику Иванишвили не напоминал до августа этого года, когда в интервью Bloomberg он сообщил, что сделает это до конца 2013 года. «Наша проблема не в правительстве, а в обществе, которое очень неопытное и является носителем низкой политической культуры. Я сделаю все для повышения уровня их политической культуры», — заявил Иванишвили, пояснив, что займется общественной деятельностью.

В Грузии, где в августе началась президентская предвыборная кампания, заявление Иванишвили многие восприняли как игру против кандидата «Грузинской мечты» Маргвелашвили.

«Своим заявлением (в интервью Bloomberg) он навредил Маргвелашвили. Многие сомневаются, действительно ли Иванишвили желает ему победы», — сказал «Газете.Ru» директор Кавказского института мира, демократии и развития Гия Нодия, никогда не поддерживавший «Грузинскую мечту». Однако и лояльные новой власти политологи расценили заявление Иванишвили как попытку играть против своих. «Объявив об уходе до окончания президентских выборов, он сыграл в пользу других кандидатов. Маргвелашвили может выиграть выборы только за счет авторитета Иванишвили», — заявил руководитель Центра исследований политтехнологий Грузии Кахи Кахишвили.

Планы Иванишвили избавиться от полномочий главы правительства вредят кандидату коалиции Маргвелашвили по двум причинам.

Во-первых, представители прежней оппозиции, а теперь действующей власти в лице «Грузинской мечты» годами были разобщены и испытывали трудности в поисках консенсуса даже по вопросу организации митингов, объединились они только вокруг Иванишвили. Причем еще в период избирательной кампании 2012 года их оппоненты из ЕНД утверждали, что коалиция, собравшая пять политических движений, нежизнеспособна и быстро распадется. Раскола не случилось, но, как считают многие политики и эксперты, это может произойти после ухода Иванишвили. Во-вторых, Маргвелашивили не обладает необходимыми лидерскими качествами для того, чтобы не допустить развала коалиции и сохранить работу парламента и правительства.

Подтверждая самые страшные опасения сторонников «Грузинской мечты», Маргвелашвили заявил недавно: «Я такой человек, как пластилин, куда бросишь, ту форму и приму».

Кандидатом «Грузинской мечты» и, соответственно, фаворитом президентских выборов Иванишвили во время выборов в парламент и после них неоднократно называл министра обороны Ираклия Аласанию. Но в январе Аласания допустил ошибку, публично объявив, что не исключает возможности участия в президентских выборах и ведет на этот счет консультации со своей партией «Свободные демократы». Позже он признался, что у него «состоялся тяжелый разговор» с Иванишвили по поводу президентских амбиций. Аласания был лишен полномочий вице-премьера, они достались Маргвелашвили, который к тому времени возглавлял министерство образования.

Маргвелашвили до карьеры в правительстве был ректором Института общественных дел Грузии и никогда не входил ни в какую партию. О нем известно только, что когда-то он был советником Нино Бурджанадзе (экс-спикера парламента, лидер «Демократического движения «Единая Грузия»), а в коалицию вошел как советник Иванишвили. В мае этого года, став кандидатом в президенты, он сбрил бороду, что послужило отдельным поводом для шуток его оппонентов.

Какими качествами обладает Маргвелашвили как политик, не могут сказать даже его коллеги по «Грузинской мечте». «Он с самого начала участвовал в деятельности коалиции как один из приближенных лиц Иванишвили. У него самые хорошие шансы выиграть в первом же туре», — говорит Зураб Абашидзе, спецпредставитель премьер-министра Грузии по вопросам отношений с Россией. «Маргвелашвили для многих темная лошадка, его многие знают по активности в оппозиции, но как государственного деятеля мало кто воспринимает», — говорит президент Грузинского фонда стратегических и международных исследований Александр Рондели. Он не исключает, что ситуация может измениться. Маргвелашвили еще в августе начал ездить по регионам для встреч с избирателями.

Маргвелашвили — один из 48 кандидатов в президенты, подавших документы в Центризбирком Грузии.

Регистрация в ЦИК начнется 7 сентября. Кандидатам необходимо собрать не менее 26,530 тыс. подписей (0,75% от общего количества избирателей). По данным Центризбиркома, в Грузии 3537,249 млн избирателей.

Если верить различным социологическим опросам, которые проводятся в основном по заказу одной из политических сил, основными оппонентами на выборах президента станут Маргвелашвили, кандидат ЕНД Давид Бакрадзе и Нино Бурджанадзе.

Бакрадзе считается наименее раздражающим общественное мнение представителем ЕНД, он в отличие большинства однопартийцев избежал обвинений в коррупции или превышении служебных полномочий со стороны новых властей. В штабе Бакрадзе не сомневаются в его победе, но даже оптимистичные политологи оценивают его шансы в 20%. Для ЕНД сейчас важно не выиграть, а продемонстрировать, что они все еще существуют как единая сила, уверен Кахи Кахишвили.

Гораздо больший интерес вызывает кандидатура Бурджанадзе, которую после скандала с прослушкой в мае 2011 года (в телефонном разговоре она якобы допускала гибель 100–500 человек ради достижения целей оппозиции — победы на Саакашвили) считали политическим трупом.

«У Бурджанадзе появились деньги на избирательную кампанию, она сейчас очень активна»,

— говорит Гия Нодия. Бурджанадзе, в прошлом году поддержавшая «Грузинскую мечту», сейчас ориентируется на тех, кто разочаровался в коалиции. Кроме того, ее считают пророссийским политиком, поэтому она привлекает голоса людей, так или иначе связанных с Россией. «Я думаю, она на этих выборах может выйти во второй тур, но вряд ли победит, зато на следующих у нее есть все шансы», — говорит Рондели.

Помимо наиболее вероятных лидеров кампании, неплохие результаты могут получить один из долгожителей грузинской политики, лидер Лейбористской партии Шалва Нателашвили и бывший министр иностранных дел Саломе Зурабишвили. Экс-глава МИДа 2 сентября только подала документы в ЦИК, она известна своей оппозицией действующему президенту, к тому же ее назвал «достойным кандидатом» сам Иванишвили.

Нателашвили иногда сравнивают с Владимиром Жириновским в России. В разные годы он находился в оппозиции Эдуарду Шеварднадзе, Саакашвили, а теперь Иванишвили. «Очень любопытный тип, у него потрясающий юмор, и он всегда набирают 10%», — говорит Рондели.

Сам Нателавшивли заявил «Газете.Ru», что выиграет выборы у «Грузинской мечты».

«Кроме лейбористов, нет политических сил, которые могут пользоваться поддержкой народа. Есть поставленный, но неизвестный народу Маргвелашвили, и есть основательница пронатовской идеологии в Грузии Бурджанадзе, — рассказывает Нателавшили. — Самое смешное, Кремль и при Шеварднадзе, и во время «революции роз», и во время прихода Иванишвили работал против меня. Хотя в течение 20 лет я был единственным, кто защищал ценности российско-грузинских отношений. Против меня из-за дружественной позиции возбуждалось дело по факту измены родине и шпионства в пользу России. Но Кремль продолжает работать против меня, и чаша терпения заполняется, и во что это выльется, я не знаю…»

Таким образом, в своем последнем обращении к общественности Иванишвили постарался укрепить позиции Маргвелашвили, поскольку большинство аналитиков считают, что второй тур выборов неизбежен.

Так, Иванишвили последовательно опроверг опасения в расколе коалиции: «Сегодня никто уже не сомневается, что нашей целью при строительстве коалиции «Грузинская мечта» было создание не очередной суперпартии, сросшейся с государством, а формирование многопартийной системы. Соответственно, коалиция «Грузинская мечта» является не «моей партией», а коалицией входящих в нее партий. В такой обстановке политическая власть и ответственность возлагается не на лидера коалиции, а на входящие в коалицию политические партии и их лидеров. Поэтому уход сегодняшнего лидера правящей коалиции нельзя сравнивать с уходом лидеров существовавших до сих пор правящих партий. Мы создали коалицию «Грузинская мечта» сроком, по меньшей мере, до следующих парламентских выборов, и она еще пробудет не меньше после моего ухода».

Премьер также дал понять, что не уйдет окончательно из политики, а займется развитием демократических институтов в стране. Некоторые представители «Грузинской мечты» не исключают, что он останется лидером коалиции и будет принимать решения, а Маргвелашвили будет играть роль исполнителя. «В России уже был такой тандем», — говорит один из собеседников «Газеты.Ru» в парламенте Грузии.

Новости и материалы
Над Рязанской областью подавили беспилотники
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Пророссийское подполье рассказало о пытках украинских спецслужб
Ученые превратили очистки граната в антимикробный препарат
Россиянам рассказали, где можно будет бюджетно отдохнуть летом
В США произвели почти центнер обогащенного урана
Израиль попросил у США больше вооружения
В Минфине рассказали о ключевых рисках развитых экономик
Потепление в Антарктике повысило уровень моря на другом конце света
США подняли в воздух стелс-бомбардировщики
ООН: убийство военкора Еремина должно быть расследовано
Американского бизнесмена посадили из-за антироссийских санкций
В Ираке произошли взрывы на военной базе ополчения
В Оренбуржье начинает снижаться уровень воды в реках
Первый ярус набережной в Ишиме ушел под воду
В Калужской области сообщают о проблемах с электроэнергией
Латвийского рэпера Платину задержали во время концерта в Томске
Все новости