В Челябинске во вторник началось предварительное судебное заседание по трем искам против полетов над городом фронтовых бомбардировщиков Су-24М. В первый день суд обошелся без представителя военных — летчики были заняты на разборе обстоятельств падения «сушки» в Курганской области вечером 13 февраля.
Как пояснила представитель истцов, член общественной организации «Экоюрис» Анна Ильина, суд объединил в одно производство два иска от граждан о компенсации морального вреда от полетов военных машин и коллективный иск в защиту неопределенного числа лиц от регионального фонда «За природу». Организация, опираясь на 400 жалоб от горожан в администрацию Челябинска и правительство области, добивается прекращения экологически вредной деятельности. Дело в том, что дважды проведенные специалистами Роспотребнадзора замеры уровня шума от пролетающих над жилыми кварталами города-миллионника «сушек» показали явное превышение благоприятного звукового порога. Один из истцов-граждан хочет компенсировать миллионом перенесенный инфаркт. Другой просит 500 тысяч рублей, чтобы продолжить покупать лекарства, необходимые ему для регулярного сна. Анна Ильина специально попросила судью не разглашать болезнь, которой страдает неспящий истец.
Полеты над Челябинском начались еще осенью 2010 года, когда на Южном Урале была сформирована военная авиабаза 1-го разряда на основе передислоцированного из Бурятии бомбардировочного соединения. Военлеты заняли аэродром Шагол, где до того тренировались только курсанты местного (ныне расформированного) училища штурманов. Практически сразу начались жалобы от населения: реактивные Су-24 не имеют возможности заходить на посадку иначе, как пролетая над четырьмя густонаселенными районами Челябинска, а тренировки регулярно проходят и по ночам. Региональные власти пытались добиться прекращения полетов, однако в Минобороны предпочли не реагировать на жалобы с Южного Урала. Командование же авиабазы попыталось найти компромисс, увеличив высоту прохода «сушек» над городом — однако поток жалоб от жителей Челябинска не прекратился.
В течение 2011 года стороны конфликта — возмущенная общественность, губернатор Михаил Юревич и Шагольская авиабаза — обменивались взаимными уколами. Военлеты объясняли, что схема полетов зависит не от них, гражданские требовали тишины. Интересно, что 14 февраля в суде представитель истцов Анна Ильина фактически слово в слово повторяла аргументы самих бомбардировщиков: садиться и взлетать иначе самолеты не могут чисто физически. Однако уже в ходе предварительного заседания судья отклонила ряд представленных истцами документов. Так, несмотря на горячую новость о рухнувшем накануне в соседней области Су-24 с Шагольской авиабазы, суд счел не относящимися к делу списки всех ЧП, возникших в ходе эксплуатации «сушек» в 2000-11 годах.