Мода на разумное потребление одежды предполагает, в числе прочего, покупку качественной одежды из натуральных материалов — в расчете на то, что они прослужат долго. Например, стилист Александр Рогов советует шить вещи на заказ или покупать их в брендовых магазинах — такие изделия даже могут стать вашей визитной карточкой, в первую очередь это костюмы, тренчи, пиджаки, пальто и обувь.
«Если денег ограниченное количество, инвестировать стоит в сумки, обувь, очки, ремни, классическую верхнюю одежду вроде пальто Max Mara», — уточняет в беседе с «Газетой.Ru» стилист, байер и автор Telegram-канала о моде «Из Милана, с любовью» Маргарита Тучкова.
За границей это обыденность. Маргарита Тучкова рассказывает, что итальянцы готовы даже брать кредиты, чтобы приобрести заветную сумку или костюм. «Они все выбирают дотошно, но в этом есть и свой шарм. Причем большая часть итальянок и итальянцев, если мы говорим про Милан, умеют одеваться. У них это врожденное», — полагает байер.
Россияне, по наблюдениям Тучковой, тоже больше не скупают все подряд на миланских распродажах. Однако такую роскошь как, к примеру, обувь от итальянского премиум бренда Santoni, изготавливающуюся на заказ, могут позволить себе далеко не все. Одна пара стоит около $5 тыс. «Как много россиян могут себе это позволить?! Моя бабушка, живущая в Петербурге на пенсию, например, не может поверить вообще в то, что кто-то готов купить такие дорогие ботинки. Для нее это за гранью. И так я думаю, к сожалению, для большинства. Особенно для глубинок», — делится размышлениями стилист.
Наталья Маслова, психолог-консультант и специалист по потребительскому поведению, тоже считает, что большинство россиян не готовы тратиться на предметы гардероба, даже качественные, поскольку на рынке есть достаточное количество брендов масс-маркета, часто копирующих вещи люксовых марок, а к тому же, мода стремительно меняется.
Кроме того, люди постепенно перестают относиться к одежде как к элементу, демонстрирующему их статус — особенно если говорить про молодое поколение. «На них в меньшей степени влияет маркетинг и реклама брендов, они более свободны от модных стереотипов, от атрибутики, они более легко относятся к покупкам вещей. Тем более, что сейчас бренды масс-маркета копируют коллекции дорогих брендов, и нет смысла вкладываться в дорогие коллекции», — объясняет Маслова.
По мнению психолога, «люди стали более независимы от покупки одежды». «Понятие «встречают по одежке», наверное, немножко стерлось», — говорит она. Наталья Маслова полагает, что на нежелание людей вкладываться в одежду повлиял и тренд на осознанное потребление, когда вещи стало возможным брать в аренду или покупать в комиссионном магазине по более низкой цене.
Instagram-блогер и писательница Алла Лагутина разделяет мнение психолога о том, что люди сейчас проще относятся к одежде — она негативно относится к зависимости от покупки вещей и признается, что не любит их покупать.
Тратиться на дорогие вещи блогер и вовсе считает бессмысленным.
«Я не готова инвестировать в одежду: купила дорогие кроссовки — а они на следующий день вышли из моды, — объясняет она. — Мода очень меняется. Посмотрите, какие хитрые дизайнеры. Они делают такие модели, которые на следующий год уже не наденешь, потому что они не относятся к базовым вещам. Они слишком яркие, слишком запоминающиеся, и все знают, что они были в прошлом году, сейчас это уже не модно. Я считаю, что лучше покупать меньше одежды, и больше книг — думать о своем развитии и быть счастливым».