Профицит консолидированного бюджета, включающего федеральный и региональные бюджеты России, в первом полугодии вырос на 38,5% и составил 2,028 трлн рублей, сообщает Росстат. За январь — июнь 2007 года профицит консолидированного бюджета составил 1,464 трлн рублей.
Доходы общего бюджета составили 7,543 трлн рублей против 5,694 трлн рублей. Большую часть поступлений в бюджет обеспечили доходы от внешнеэкономической деятельности (1,665 трлн), налог на прибыль предприятий (1,232 трлн рублей) и социальные налоги (1,016 трлн). Расходы консолидированного бюджета в первом полугодии составили 5,515 трлн рублей, тогда как в январе — июне прошлого года этот показатель был равен 4,229 трлн рублей. В структуре расходов значительную часть занимают социально-культурные мероприятия (3,059 трлн). На национальную экономику Россия потратила 694 млрд рублей, на общегосударственные вопросы, включая обслуживание государственного и внутреннего долга, — 550,3 млрд рублей, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность – 465 млрд рублей.
Рост профицита бюджета означает снижение государственных расходов, что может стать одной из причин замедления инфляции. «В прошлом году в декабре был дефицит бюджета, и это дало серьезный импульс для инфляции, последствия которой мы продолжаем расхлебывать до сих пор. Профицит бюджета – это метод борьбы с инфляцией», — объясняет экономист ИК «Тройка Диалог» Антон Струченевский.
Но есть и обратная сторона медали: профицит бюджета также означает изъятие денег из экономики. В условиях, когда наблюдается отток капитала, профицит бюджета может стать и проблемой. «Профицит бюджета – это хороший инструмент для борьбы с монетарной инфляцией, когда есть стабильный приток капитала. Такой инструмент был актуален, когда в Россию шли иностранные портфельные инвестиции и заемные деньги. Сейчас это недостаточно гибкая мера для такой нестабильной ситуации», — отмечает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.