На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Перезагрузка конфликтов

Разрешение грузино-осетинского конфликта отложено на неопределенный срок

Конфликты в СНГ вышли на качественно иной уровень. Если в начале девяностых они были порождены непосредственно процессом распада Советского Союза, то сегодня определяются текущей динамикой развития и строительства новых наций-государств.

12 августа 2008 года президент России Дмитрий Медведев заявил, что операция российских воинских частей и подразделений «по принуждению Грузии к миру» завершена. Насколько он прав, констатируя окончание операции, покажет время. Скорее всего, Тбилиси, а также другие государства СНГ, страны ЕС и США интерпретируют события последних дней по-иному. Естественно, нельзя сбрасывать со счетов и свойственные политикам высшего уровня пропагандистские эффекты. В любом случае между завершением конкретной военно-политической операции и разрешением конфликта (понимаемого как достижение взаимоприемлемых компромиссов) — дистанция огромного размера.

12 августа могла завершиться российская операция по «принуждению к миру», но разрешение грузино-осетинского конфликта, напротив, было отложено на неопределенный срок.

Как бы то ни было, попытки Грузии восстановить «территориальную целостность» за счет Южной Осетии и ответная жесткая реакция российских властей зафиксировали важные не только для Москвы и Тбилиси, но и для всего постсоветского пространства результаты.

Во-первых, используя терминологию компьютерных программистов, мы можем говорить о том, что в августе 2008 года произошла окончательная перезагрузка конфликтов на территории Евразии. Создан чрезвычайно важный прецедент, когда правовые и политические соглашения, обеспечивавшие статус-кво и «заморозку», более не работают. Их не соблюдает ни Грузия (которая окончательно отказалась от соблюдения Дагомысских и Московских соглашений соответственно по Абхазии и Южной Осетии). Но их не соблюдает и Россия, чье руководство теперь расширительно трактует понятие миротворческих операций (прямо как в известной песне, «на воде, в небесах и на море»).

В 2008 году конфликты в СНГ вышли на качественно иной уровень. Если в начале 1990-х они были порождены непосредственно процессом распада Советского Союза, то сегодня они определяются уже не инерцией прошлого, а текущей динамикой развития и строительства новых наций-государств.

Если конфликты начала 1990-х были отсроченными платежами по долгам «империи зла», то конфликты сегодняшнего дня — это выдвижение новых платежных требований. «Замороженных конфликтов» более нет.

Это реальность девяностых годов, которая ушла вместе с «поколением Ельцина». Теперь конфликты планируются и разрешаются уже постсоветским поколением политиков. Однако это поколение вырабатывает новые правила игры по ее ходу. Какая в итоге получится конфигурация, мы увидим уже в самом ближайшем будущем.

Во-вторых, августовская трагедия стала неудачной попыткой повторения на евразийской почве краинского прецедента. Речь идет об опыте успешного военно-политического реванша на Балканах. И если о «казусе Косово» не писал в России (и в СНГ в целом) только ленивый, то о копировании опыта Хорватии по ликвидации инфраструктуры непризнанной Республики Сербская Краина говорили не слишком часто. В начале 1990-х Хорватия сначала потеряла значительную часть своей территории, а затем в 1995 году при поддержке США и Германии восстановила целостность своего государства в границах социалистической республики времен СФРЮ. Между тем, этот сценарий интенсивно обсуждался в Тбилиси и в Баку. И не просто обсуждался как теоретическая проблема. Начиная с 2004 года в Южной Осетии велись военные действия разной степени интенсивности.

«Краинский прецедент может стать более влиятельной моделью, чем Косово… Может наступить день, когда политические элиты в Баку и в Тбилиси посчитают, что успешная и стремительная война для реинтеграции Абхазии, Южной Осетии и Нагорного Карабаха получит зеленый свет со стороны США, что в свое время облегчило хорватское наступление против Краины». Об этом в мае нынешнего года справедливо писал авторитетный американский ученый из Джорджтаунского университета Чарльз Кинг. Однако тот же Кинг не менее справедливо отмечал, что «краинский прецедент» может увенчаться успехом только в формате блицкрига. «Грузинские и азербайджанские силы, вероятно, победят в первые недели подобного рода войн, но они почти точно проиграют, если наступят вторые». Россия прервала «краинский полет» Грузии в течение не недель, а суток.

Сокрушение инфраструктуры де-факто государства (сопровождающееся выселением ненужного этнического элемента) Тбилиси начал, но не завершил до конца то, что сделала «демократическая Хорватия», зачистив территорию от сербов и тем самым окончательно решив проблему этнического сепаратизма.

В этой связи нельзя исключать, что число сторонников «краинского прецедента» в Евразии существенно сократится.

В-третьих, впервые за много лет Россия предприняла военные действия за пределами собственной территории. После распада Советского Союза российские военные и пограничники участвовали в локализации двух гражданских войн в Таджикистане (1992–1997) и в Грузии (1993). Однако после этого российская армия принимала участие в боевых действиях только на своей территории. В 2008 году формат участия российской армии за рубежами страны резко отличался от исторического опыта и имперского, и советского периода. Российские войска не стремились к решению идеологических задач (как это было в случае с подавлением венгерского восстания 1849 года или во время событий в Будапеште в 1956 году, или в Чехословакии в 1968 году). Целью операции российских сил было и не территориальное приращение (хотя именно в этом Тбилиси обвиняет Москву наиболее последовательно). Целью акции по «принуждению к миру» было обеспечение в первую очередь безопасности Северного Кавказа.

Промолчи Россия в случае с Южной Осетией, на Северном Кавказе нашлись бы силы, которые были бы готовы переиграть конфликт из-за Пригородного района (вообще грузино-осетинский и осетино-ингушский конфликт тесно связаны друг с другом).

Другой вопрос — неумение и нежелание Кремля артикулировать этот национальный интерес (из-за боязни, что Россию посчитают слабой и уязвимой страной). Как бы то ни было, Россия обозначила свою особую роль в «ближнем зарубежье» (аналогичную роли США в Латинской Америке, Израиля на Ближнем Востоке, Австралии в Океании, Франции в бывших колониях «черной Африки»). Это качественно новое обозначение зоны своих жизненных и легитимных интересов.

В-четвертых, СНГ, похоже, окончательно провалился. И дело даже не в готовности Грузии выйти из состава Содружества. Дело в восприятии этого института его членами. Украина заняла прогрузинскую позицию, Азербайджан ограничился декларациями и вел себя гораздо спокойнее (хотя симпатии Баку к Тбилиси были обозначены). Но даже Казахстан, имеющий репутацию главного евразийского партнера России, «воздержался» от оценок. Официальный представитель МИД Казахстана Ержан Ашикбаев корректно заявил, что «большое сожаление вызывают многочисленные жертвы в результате этого конфликта», и выразил готовность со стороны Астаны участвовать в «консультациях в рамках СНГ с целью поиска политического урегулирования конфликта». Все дело в том, что

большинство стран-членов СНГ имеют свои сепаратистские «скелеты в шкафу», а потому опасаются излишнего усиления России (видя в этом гипотетическую угрозу своему единству). А потому как инструмент выработки общих подходов и общей методологии разрешения конфликтов СНГ не годится. Осетинская трагедия лишь укрепила эту тенденцию.

И, наконец, последний (по порядку, но не по важности) итог: не исполнились ожидания тех, кто считал, что Грузия (равно как любая другая страна СНГ) может стать точкой начала новой «холодной войны» между Западом и Россией. Внутри самого Запада (и политического, и экспертного, и медийного) обозначились разногласия в подходах и к конкретному конфликту, и к «цене вопроса» ухудшения отношений с Москвой. В этой связи вызывает недоумение та реакция некоторых официозных журналистов и экспертов по поводу «неадекватной реакции Запада». А что мы, собственно говоря, хотели? Чтобы президент США лично признал свою прежнюю жизнь трагической ошибкой? Если сравнивать реакцию США и ЕС на действия РФ в Южной Осетии с тем отношением, которое было к российской политике в Чечне, то следует признать, что критики было намного меньше. По справедливому замечанию публициста Бориса Долгина, «сдержанно-понимающая реакция значительной части мирового сообщества на первую фазу подключения России к боевым действиям в Южной Осетии была вызвана именно согласием со своего рода «моральным правом» вызволить своих миротворцев, может быть, даже спасти жителей Южной Осетии от последствий прихода не вполне дружественной армии и т. д.»

Впрочем, объективности ради следует признать и более качественный уровень государственной пропаганды (видимо, и наши чиновники чему-то могут учиться). Не было позорных гонений на грузин образца 2006 года (напротив, министру внутренних дел было дано поручение не допускать эксцессов подобного рода), были предприняты попытки разделить народ и режим в Грузии. И самое главное — операция по «принуждению к миру» проводилась как «гуманитарная интервенция». Россия заговорила на языке, понятном и доступном Западу. В кои-то веки защита прав человека была поставлена во главу угла военно-политической операции. Не защита коммунизма или особы монарха, а защита наших солдат, сограждан и прав этнического меньшинства. Конечно, и здесь было много провалов (не было должным образом налажено информационное обеспечение западных СМИ и правозащитных структур о ситуации в Южной Осетии). Однако сам пропагандистский тренд был, в целом, верным.

Впрочем, все описанное выше не означает, что трагедия в Южной Осетии полностью окончена, Москва победила, стала умнее, а «малый национализм» как угроза устранен.

Самой главной задачей сегодняшнего дня является выход из того тупика, в котором оказались и стороны конфликта, и Москва, и мировое сообщество.

Нужны новые «правила игры», которые не вернут нас к старому статус-кво, а сделают неэффективным применение силы и для обеспечения территориальной целостности, и для этнонационального самоопределения.

Новости и материалы
Депутат Госдумы предложил запретить детское шампанское
Экономист объяснила, как распознать у себя синдром бедности
Стало известно об ударе ВС России по судну в водах Украины
Глава РФПИ заявил, что Трамп спасает западную цивилизацию
В Европе назвали возможного кандидата на пост президента Украины
Россияне рассказали, какую зарплату они хотят получать в 2026 году
Россия пытается добиться освобождения сотен политзаключенных на Украине
Россиянам рассказали, в каких новогодних блюдах искать магний и витамины B
В Пулково скорректировали временные ограничения
Российские военные отрезали пути отхода остаткам ВСУ из Северска
Обломки БПЛА повредили несколько домов на Кубани
Россиянам дали советы, как выбрать технику, которая не сломается через год
Аэропорты Грозного и Пскова временно прекратили работу
В США произошла стрельба в университете
Названа дата прощания с послом России в КНДР
На Западе заявили о «зашкаливающей глупости» Каллас
Россиянам напомнили о праве взыскать компенсацию из-за увольнения под давлением
Лавров указал на опасные тенденции наращивания военного потенциала на Балканах
Все новости