— Уважаемый Александр Анатольевич, что должен делать автовладелец, не получивший квитанцию об уплате транспортного налога?
— Автовладельцу беспокоится не надо. Мы постараемся решить эту проблему в Москве цивилизованно. В соответствии с налоговым кодексом транспортный налог физическим лицам исчисляют налоговые органы. Значит, и налог будет уплачиваться на основании уведомления, которое будет направляться автовладельцам по почте. Только после получения уведомления человеку нужно будет просто посмотреть на приведенные в нем данные, и если он согласен, то пойти и оплатить. К уведомлению будет приложен документ на уплату, платежная квитанция.
В ближайшие полгода основная масса, 80–90%, получит уведомления. Так что основная масса за 2003 год уплатит летом и осенью 2004, а следующая уплата придется на январь 2005-го. Так что сдвоенный налог платить не придется. Мы договорились с ГИБДД, что они поработают над своим программным обеспечением, чтобы передавать информацию в наших форматах. Это уже снимет часть проблем. Потом мы договоримся о том, чтобы мы передавали им обработанные данные, чтобы не было сдвоенности. Постепенно в течение года это все придет в норму, причем год я отсчитываю с августа.
— С чем связана такая задержка?
— Мы получили базу ГИБДД, которая насчитывает приблизительно 3,5 миллиона записей, но такого количества транспорта в Москве, однозначно, нет. Мы были вынуждены полученную базу разбирать вручную: выстраивать таблицы, переводить в наши форматы. Таким образом, мы приняли у ГИБДД 1 миллион 200 тысяч записей. Дальше центр обработки данных сортирует их по своим территориальным инспекциям, по месту жительства налогоплательщиков. Теперь предстоит второй этап, данные нужно персонифицировать. Как мы приняли данные? Приказом установлено, что в передаваемых данных должно быть около 20 показателей. В ГИБДД такой учет не предусмотрен, и мы пошли им навстречу и принимаем по меньшему количеству показателей. По каким данным можно определить, что вы это вы? Например, Иванов Иван Иванович, место рождения, паспортные данные и адрес. По этим данным можно определить, что это именно тот самый Иванов Иван Иванович. Дальше данные сортируются и отправляются в инспекцию по месту жительства. Инспекция их еще раз сверяет со своей базой данных. Она определяет, что у нее есть Иванов Иван Иванович, но паспортные данные у него другие. В этом случае нужно проверить историю этого человека, возможно ли, что это данные его старого паспорта.
В ходе второго этапа сверки с базами данных инспекций на сегодняшний день сверено 423 тысячи записей, готовых для того, чтобы отправить уведомления налогоплательщикам. И до 20 декабря их должны распечатать и разослать. Какая это часть — сказать сложно, можно исходить из количества автомашин, но и то здесь есть некоторые сомнения. Если говорить предельно условно, то это 20–30%. Ведь я говорил, что если у нас 3,5 миллиона записей, то это не значит, что эти машины есть в наличии. По моей оценке, как минимум трети из них уже не существует, может быть, и 40%.
— То есть у многих автовладельцев не останется времени на уплату налога?
— Мы смогли обработать 1 миллион 200 тысяч записей, но обработка двигается дальше. Мы будет продвигаться. Но налогоплательщикам не стоит волноваться. По тем извещениям, которые будут направляться позже, срок уплаты будет продлеваться. Налогоплательщику дается месяц на уплату налога. Пока извещение не получено — волноваться нечего.
Что до того, как будет идти работа дальше, то здесь главное — начать, дальше это станет на плановые рельсы, и по частям данные будут обрабатываться. В течении, я думаю, года-полутора мы будем эту базу обрабатывать.
Кроме того, есть еще около 700 тысяч машин, которые не имеют такого показателя, как мощность. И эту техническую сложность мы сами преодолеть не можем. В принципе мощность стали регистрировать только с 1993 года. Если нет мощности, то мы не сможем исчислить сумму налога. И это сложности не наши, а ГИБДД. Они обязаны предоставить нам этот показатель. Было бы проще, если бы был государственный справочник автотранспортных средств. Я думаю, его надо создавать. Есть документ — одобрение типа транспортного средства, который выдает Госстандарт или его уполномоченные органы. В этом документе четко указана мощность двигателя. Так что возможности для создания своего справочника есть. Что касается 700 тысяч автомобилей, то мы будем требовать от ГИБДД, чтобы они дополнили данные, будем сами их искать. Но по закону мы исчисляем налог на базе сведений ГИБДД.
— Может ли быть, что, скажем, через год, когда вы обработаете всю базу, владельцы автомобилей начнут получать по нескольку уведомлений подряд?
— Вполне возможно, что автовладелец получит подряд несколько уведомлений. Но при этом надо учитывать такую особенность Москвы. Здесь автомобили с мощностью до 70 л/с освобождены от налога. И большинство легковых автомобилей, производившихся у нас, имели двигатель меньшей мощности. И очень много отсечется по мощности двигателя. Но если гражданин не в состоянии заплатить, он может попросить отсрочку. Вариантов существует масса. И все-таки я не думаю, что будут приходить извещения сразу за три года. За год мы основную массу обработаем. Из тех, кто зависнет, половины уже нет, кто то попадет под категорию «менее 70 л/с». Останутся такой массив данных, с которым можно будет работать практически индивидуально.
— Вы уже сталкивались с проблемой, связанной с автомобилями, проданными по доверенности?
— Наши коллеги в других регионах уже сталкиваются с проблемой автомобилей, проданных «по доверенности», и у нас в городе Москве она встанет достаточно остро. Кроме того, встанет проблема с транспортными средствами, которых нет в природе, но которые не сняты с учета в ГИБДД. Автовладельцы забывают, что кроме прав у них есть еще и обязанности. Машина разбилась, владелец может махнуть на нее рукой и ничего не делать, но машина так и продолжает за ним числиться.
И человек, который пять лет назад разбил машину, вполне возможно, получит уведомление об уплате налога на нее, поскольку она не исключена из регистрационного списка ГИБДД.
Людям надо обязательно напомнить, чтобы они, если машины уже нет в природе, шли и снимали ее с учета в ГИБДД, потому что сумму налога мы с них будем требовать. И по закону до момента снятия с регистрации в ГИБДД они будут ее платить. И это нужно очень четко понимать, потому что могут возникнуть неприятные неожиданности.
— Что нужно учитывать автовладельцу при написании уведомления о продаже автомобиля?
— При этом уведомлении о проданной машине должны быть данные о том, кому она продана, какая точно машина и ее мощность двигателя. Часто автовладельцы не указывают все данные. Когда этого нет, мы не можем предъявить налог третьему лицу.
~ Если человек, который уже не владеет автомобилем, получил уведомление об уплате налога, он должен направить заявление в налоговый орган по месту жительства о том, что он передал транспортное средство по доверенности тогда-то — тогда-то, тому-то — тому-то. Но при этом он должен представить нотариально заверенный документ или нотариально заверенную копию доверенности на передачу транспортного средства. Кстати, лицо, получившее транспортное средство по доверенности, может это отрицать, если доверенность не заверена нотариально. Такие случаи тоже возможны и даже уже происходили, правда, пока единичные. Если вы передали машину по доверенности и считаете, что продали ее, то на самом деле по гражданскому кодексу вы считаетесь ее владельцем и несете все обязательства и перед бюджетом, и перед третьими лицами по данному транспортному средству. И в законе об обязательном автостраховании гражданской ответственности четко сказано, что ее несет владелец автомобиля. Доверенность действует три года. Так что если вы передали автомобиль до 1999 года, вы автоматически становитесь плательщиком налога.
Сейчас приходят сотни, тысячи заявлений о том, что автомобили фактически проданы, по моей оценке, это будут десятки тысяч. Представьте ситуацию, достаточно, кстати, распространенную: вы получили по доверенности автомобиль, попали в аварию, и машина превратилась в металлолом; вы на нее махнули рукой и не сняли с учета в ГИБДД. И владелец машины о ней забыл, и вы забыли. Но не сняв ее с учета, в 2003 году владелец будет плательщиком транспортного налога, потому что транспортное средство числиться за ним. Конечно, многим уже очень трудно через несколько лет найти того, кому они продали автомобиль. Но они будут искать: если они не будут искать, мы будем взыскивать налог в принудительном порядке.
Интервью взял Евгений Натаров