Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Бюрократы не взлетают

Лидер движения «Демократический выбор», глава Института энергетической политики

После объявления об устранении Дмитрия Медведева с президентского поста разговоры о «модернизации» у нас как-то поутихли. Возможно, неслучайно на этом фоне резко обострились проблемы российских высокотехнологичных отраслей, напоминая о призрачности надежд на модернизацию страны через нынешний неэффективный бюрократический механизм.

Самый последний пример из этой области – вопиющая история с потерей межпланетной станции «Фобос-грунт». Космическую отрасль продолжает преследовать полоса неудач. После падения в Тихий океан в декабре 2010 года ракеты «Протон» с тремя спутниками «Глонасс-М» и потери в феврале этого года геодезического спутника «Гео-ИК-2», который должен был обеспечить Минобороны современной высокоточной геодезической сетью, с поста главы Роскосмоса был уволен Анатолий Перминов, на его место назначен Владимир Поповкин. Но мало что изменилось: в августе были потеряны спутник «Экспресс-АМ4» и грузовой корабль «Прогресс М-12М», везший грузы на МКС, теперь вот – «Фобос-грунт». Трудно припомнить такую сплошную череду катастроф в российской космической отрасли, за которыми кроются грубые проектировочные, производственные, эксплуатационные ошибки.

Смена руководства Роскосмоса мало что изменила: ясно, что всему виной непрозрачная и безответственная бюрократическая система принятия решений, которая, вопреки легенде, не создает дополнительных страховок от ошибок, а наоборот, мультиплицирует их.

С упавшим в августе спутником «Экспресс-АМ4» связана и другая «высокотехнологичная» история – срыв планов по запуску цифрового телевещания в 19 субъектах РФ (крупные регионы Поволжья, Урала, Сибири). Альтернативных схем трансляции цифрового сигнала в эти регионы, как выяснилось после падения спутника, нет – их надо разрабатывать, и возможно, что развертывание цифрового ТВ в этих регионах будет отложено на период после 2015 года, когда кончается действие ФЦП «Развитие телерадиовещания в РФ на 2009–2015 гг». Внедрение цифрового ТВ разворачивается медленно: к концу этого года был запланирован охват цифровым вещанием всего лишь менее половины регионов страны. Еще весной министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев признался, что к 2016 году не удастся воплотить планы по развертыванию цифрового вещания на всей территории страны и отключению аналогового сигнала. Одна из ключевых проблем – нежелание населения покупать приставки для приема цифрового сигнала за свой счет. Политика Минкомсвязи состоит в том, чтобы переложить расходы по приобретению приставок на граждан. Но никто их не покупает, так как особой разницы между аналоговым и цифровым сигналом россияне не чувствуют и пока не видят смысла тратить несколько тысяч рублей для перехода «на цифру».

Чиновники Минкомсвязи, очевидно, полагают, что с отключением аналогового ТВ проблема исчезнет сама собой: люди будут просто вынуждены купить приставки. Однако

пока что неочевидно, что удастся обеспечить все регионы цифровым сигналом к 2016 году, как это было запланировано. А попытка «методом отключения» аналогового сигнала принудительно заставить граждан за свой счет покупать приставки для приема цифрового ТВ может вызвать у людей серьезное недовольство.

На этом фоне риторика о всеобщем переходе на «цифру» к 2016 году кажется неуместной.

В сентябрьском интервью «Российской газете» Щеголев признал наличие сложностей и с внедрением широкополосного доступа в интернет: возникают проблемы с охватом регионов, особенно удаленных, магистральной связью. Или вот еще одна история. Сейчас Минкомсвязи форсировано продвигает проект «универсальной электронной карты россиянина» (УЭК), которую должны запустить в тестовом режиме с 2012 года, а обязательной она должна стать с 2014 года. Карта должна объединить биографическую, медицинскую, социальную и иную информацию о гражданах, фактически заменив паспорт, полис ОМС и т. д. (точный состав хранимой на картах информации не определен). К проекту огромное количество вопросов. Непонятно, как будет осуществляться процессинг – министр Щеголев предлагает создать для этого специальную инфраструктуру «межведомственного взаимодействия». Катастрофические сложности с созданием чего-то подобного мы только что наблюдали на примере намного более безобидного <«электронного правительства». Ряд регионов, куда нет нормального доступа магистральной связи, в работе единой общенациональной системы функционирования УЭК принять участие, очевидно, не смогут.

Неясна стоимость внедрения универсальных карт – оценки затратности проекта все время повышаются: по расчетам Сбербанка, за 5 лет расходы на внедрение карт могут превысить 450 млрд рублей. И здесь, как и в случае с цифровым телевидением, Минкомсвязи планирует переложить все расходы на банки, а значит, опосредованно на получателей карт: бюджет намерен профинансировать лишь 10 млрд рублей расходов на проведение транзакций. Едва ли такой дополнительный налог будет встречен с одобрением.

Ну и, наконец, главная проблема – УЭК создает уникальную возможность для мошенников. Вся важная информация о гражданах будет храниться в одном месте — ее легко можно будет украсть либо скорректировать данные таким образом, чтобы, например, переписать на себя ваше имущество. Мы уже имели опыт утечек персональных данных из баз авторитетных государственных органов (из Центробанка, а буквально на днях из Пенсионного фонда).

Риск того, что наспех сооружаемая и внедряемая система окажется решетом для мошенников, чрезвычайно высок. Надо сказать, что страны Запада в свое время отказались от внедрения подобных систем «универсальных электронных карт» из-за опасений общественности по поводу сохранности и способов использования аккумулируемой информации – среди крупных стран внедрение похожей карты запланировано только в Китае.

Многочисленные проблемы во внедрении «электронного правительства», цифрового ТВ и широкополосного интернета, дорогостоящих и небезопасных экспериментов с «универсальной электронной картой» – достаточный послужной список, чтобы вопрос об отставке министра Щеголева встал ребром.

Минкомсвязи наряду с Роскосмосом – ведомства, от которых непосредственно зависят ключевые вопросы технологической модернизации страны. Именно здесь необходим особый акцент на прозрачности принятия решений, соотнесении амбициозных планов с возможностями. Увы, нынешняя бюрократическая система полностью это исключает. Какая уж там модернизация!

Новости и материалы
Саперы тысячами разминируют боеприпасы в Авдеевке
Воздушную тревогу объявили в нескольких областях Украины
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Пророссийское подполье рассказало о пытках украинских спецслужб
Ученые превратили очистки граната в антимикробный препарат
Россиянам рассказали, где можно будет бюджетно отдохнуть летом
В США произвели почти центнер обогащенного урана
Израиль попросил у США больше вооружения
В Минфине рассказали о ключевых рисках развитых экономик
Потепление в Антарктике повысило уровень моря на другом конце света
США подняли в воздух стелс-бомбардировщики
ООН: убийство военкора Еремина должно быть расследовано
Все новости