Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Рекламные места сданы надолго и задорого

Госдума ужесточила требования к операторам наружной рекламы, зато позволила размещать плакаты хоть на Эрмитаже

Депутаты радикально пересмотрели закон «О рекламе» в части, регулирующей деятельность операторов наружной рекламы. Госдума единогласно проголосовала за увеличение сроков договоров с 5 до 10 лет, за упрощение схемы демонтажа рекламных конструкций, а также разрешила размещать рекламу на объектах культурно-исторического наследия. Закон позволит избавиться от визуального хаоса и устаревших форматов на улицах городов, но в нем не учтены интересы представителей малого и среднего бизнеса — их ждут массовые банкротства, говорят эксперты.

Госдума приняла спорные поправки к законопроекту о рекламе, регулирующие деятельность операторов наружной рекламы, сразу во втором и третьем чтении. В пятницу за принятие закона депутаты проголосовали единогласно.

Поправки продлевают заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на срок от 5 до 10 лет (действующим законом предусмотрены максимум пятилетние контракты).

Точные сроки будут устанавливать местные органы самоуправления, они же будут проводить торги на право размещения и установки наружной рекламы.

В первом чтении законопроект предполагал увеличение срока договоров до 15 лет, что вызвало возражения представителей малого и среднего бизнеса. Они утверждали, что заключать такие долгосрочные договоры смогут только крупные операторы. Чиновники парировали, что удлинение сроков позволит стабилизировать ситуацию на рынке.

Согласно принятому закону, рекламные конструкции будут размещаться в соответствии со схемами, которые органы местного самоуправления обязаны разработать и утвердить до 1 января 2014 года.

Если уже установленная конструкция не будет соответствовать схеме, оператору наружной рекламы придется ее демонтировать. Владельцу конструкции за счет бюджета будет выплачена компенсация, включающая затраты на демонтаж и сумму по договору из расчета оставшихся дней. Оператор, правда, вправе будет оспорить постановление о демонтаже. Но новая норма – сначала демонтаж, потом суд – явно противоречит постановлению Верховного арбитражного суда. Пленум ВАС осенью постановил, что демонтировать конструкции, в том числе незаконно установленные, можно только по решению суда. Чиновники видят в ужесточении порядка только пользу. «Поправки дают нам возможность наводить в городе порядок и самостоятельно принимать решения по демонтажу, а не оглядываться на уловки операторов наружной рекламы», — заявил «Газете.Ru» руководитель московского департамента средств массовой информации и рекламы Владимир Черников.

Помимо досудебного демонтажа рекламных конструкций закон предусматривает многократное — с 5 тысяч до 500 тысяч – 1 млн рублей – увеличение штрафа за отсутствие разрешительной документации.

«Установить штрафы в миллион рублей за незаконное размещение рекламы – это безумие. Это большие деньги и для московских операторов, а для региональных компаний выплата такого штрафа равносильна закрытию бизнеса, учитывая то, что в законопроекте не прописаны меры по поддержке малого и среднего бизнеса. Они будут банкротить компании. Это коррупционная мера, она будет способствовать злоупотреблениям», — прокомментировал эту норму «Газете.Ru» исполнительный секретарь отраслевого отделения по рекламе «Деловой России» Дмитрий Крючков.

Зато закон разрешает размещение рекламы на объектах культурного и исторического наследия. Поправки, запрещающие размещение рекламы на архитектурных памятниках, были отклонены, поскольку в законодательстве не прописано точное определение «территории достопримечательных мест».

«Поправку отклонили на смешных основаниях. Ни в одной стране мира не размещается реклама на исторических зданиях», — сказал Крючков.

Владимир Черников не видит проблемы и в этой норме. По его словам, в Москве рекламу на исторических зданиях размещать нельзя согласно принятым в столице схемам. Местные органы самоуправления вправе ввести такой же запрет, уверен он. «В Москве правила установки и эксплуатации рекламных конструкций предусматривают запрет на размещение рекламных конструкций в зонах ЮНЕСКО. В других зонах размещение возможно, если его согласует Москомархитектура. Мы обошлись без этой поправки, но бывают случаи, когда необходимо разовое размещение рекламы на памятниках архитектуры, и в этом нет ничего страшного», — уверен московский чиновник.

Также в законе не прописано ограничение числа операторов наружной рекламы с иностранным капиталом. Ранее депутаты предлагали предпринять меры, которые позволили бы таким операторам занимать не более 30% от объема рынка. Среди отклоненных поправок и обязательство операторов раскрывать данные о своих учредителях перед участием в торгах. Это может способствовать тому, что рекламные места будут выкупаться компаниями, зарегистрированными в офшорных зонах, опасается Крючков.

В законопроекте не прописаны меры по поддержке представителей малого и среднего бизнеса. Ранее депутаты предлагали 60% рекламных конструкций распределить между ними, но предложения остались неуслышанными. На прошлой неделе операторы наружной рекламы предупредили: их могут ждать массовые банкротства в случае, если их интересы не будут учтены в поправках. Отраслевые организации в среду направили соответствующее письмо с просьбой поддержать в законе квотирование лотов для малого и среднего бизнеса .

Сейчас 80% рекламных конструкций в стране приходятся на долю малого и среднего бизнеса. Без его поддержки на рынке произойдет передел в пользу иностранных рекламных холдингов, малый и средний бизнес обанкротятся, а тысячи сотрудников потеряют рабочие места, предупредили предприниматели.

«Владельцами рекламных конструкций в России станут крупные рекламные холдинги, в том числе зарубежные, обладающие колоссальными денежными средствами и не заинтересованные в рекламе российских товаропроизводителей», — говорится в письме.

Муниципальные органы смогут сами определять количество лотов для малого и среднего бизнеса в зависимости от состояния рынка, уверяет Черников: «Все должно определяться законами экономики и рынка, а не административным управлением или действиями чиновников. Мы предусмотрим лоты для малого и среднего бизнеса в размере 10% от общего объема конструкций. В Москве рынок давно вышел за рамки малого и среднего бизнеса, но в каких-то городах доля малого и среднего бизнеса в лотах может составлять 40–50%».

В первом чтении поправки были приняты в ноябре 2012 года в версии депутатов «Единой России» Виктора Звагельского и Заура Аскендерова. Тогда Госдума приняла законопроект, на который был получен отрицательный отзыв государственно-правового управления. Поправки, которые не подверглись изменению: запрет на размещение рекламы в виде графических изображений на внешних стенах зданий, остановках и тротуарах. Документ также упрощает процедуру демонтажа рекламы и запрещает размещать ее на транспортных средствах.

В то же время необходимость в принятии закона была довольно острой: в 2013 году истекают договоры на 90% рекламных конструкций в стране и нужно проводить новые аукционы. Московские чиновники осенью 2012 года пытались провести аукцион на афишные стенды, но дважды были вынуждены его отменить из-за претензий со стороны ФАС. На тендер были выставлены все московские афиши (более 7 тысяч рекламных мест) и заявлена стартовая цена в размере 700 млн рублей. Участники рынка жаловались, что заплатить всю сумму смогут только несколько компаний, и требовали разбить лот на несколько.

В целом новый закон будет способствовать улучшению визуального облика городов, уверен управляющий директор Russ Outdoor Максим Ткачев: «Заложены основы планирования размещения рекламных конструкций, регламентируются взаимоотношения операторов и муниципалитетов при работе со схемами размещения рекламных конструкций. Это уже позволит избавиться от визуального хаоса и устаревших форматов на улицах городов».

Но схемы усложнят. «Теперь закон не защищает не только интересы малого и среднего бизнеса, но и интересы крупных игроков. Компенсации в законе четко не прописаны. В любой момент можно изменить схему, что не прибавит привлекательности для инвесторов, — говорит председатель рекламной гильдии при Московской торгово-промышленной палате, глава фирмы «Грант» Ирина Матысяк. — Закон повысил полномочия чиновников: они определяют допустимые типы и размеры конструкций. Это задержит развитие отрасли, и компании не смогут предложить клиентам никакого нового продукта».

Новости и материалы
Взрывы прозвучали во Львовской области и Днепре
Российские авианаводчики успешно передали цели штурмовой авиации
Каждый третий россиянин пользуется общественным транспортом в путешествиях по стране
Стало известно об уничтожении французских агентов в зоне СВО
Российские войска подавили более 10 БПЛА над Кубанью
«Ванкувер» Михеева и Задорова повел в серии с «Нэшвиллом»
Эвакуационная машина для танков Abrams досталась бойцам ЦВО как трофей
За карьеру в Минобороны Иванов купил дом в 1500 «квадратов» и ЗИС
Российские снайперы помогли сбежать из Часова Яра беженцам
Поволжье ожидают жаркие выходные
Названа неожиданная локация, где россияне собрались проводить майские
«Вашингтон» Овечкина потерпел третье подряд поражение от «Рейнджерс» Панарина
Маск обратился к Белому дому по поводу Украины
Булыкин одним словом оценил игру ЦСКА со «Спартаком»
Стало известно, почему ВСУ отказались от использования Abrams на фронте
Стало известно, сколько стоит пожарить шашлык на майских праздниках
Россиян предупредили о возможных нарушениях при готовке шашлыков
В России заявили, что США перешли рамки дозволенного
Все новости