18 недавно закрытых в России сайтов торговали пиратской аудиовизуальной продукцией, фонограммами и программами. Об этом, как сообщает ИТАР-ТАСС, объявил начальник Департамента экономической безопасности МВД России Евгений Школов.
Российские власти сравнительно недавно занялись проблемой распространения пиратской продукции через интернет: первое громкое в этом отношении дело — закрытие 3 июля 2007 года российского allofmp3.com, торговавшего музыкой. Громким оно стало потому, что о магазине много писали СМИ и вопрос о его закрытии стал политическим: принадлежавший российскому ЗАО «Медиасервисез» сайт даже упоминается в протоколе о завершении двусторонних переговоров Россия — США о вступлении нашей страны во Всемирную торговую организацию (ВТО). В протоколе, подписанном министром экономического развития и торговли РФ Германом Грефом и торговым представителем США Сьюзан Шваб, сказано, что одно из необходимых условий для вступления России в ВТО — «закрытие web-сайтов, осуществляющих нелегальное распространение музыки и других материалов, защищенных законодательством об авторском праве». В качестве примера такого сайта назван allofmp3.com. Впрочем, сразу за закрытием этого сайта, по сведениям британской Times, был открыт магазин mp3sparks.com (зарегистрирован на ООО «Регионторг») с аналогичным каталогом музыки. Это позволило журналистам издания предположить, что за созданием двух ресурсов стоят одни и те же люди. Как бы там ни было, сейчас в Черемушкинском районном суде Москвы слушается дело бывшего генерального директора «Медиасервисез» Дениса Квасова.
Приговор ему будет вынесен 15 августа, максимум, что может получить бывший гендиректор, — три года лишения свободы.
Интерес правительства к интернет-магазинам труднообъясним — по крайней мере на первый взгляд. Лишь небольшая часть материалов, защищенных законом об авторском праве, продается через интернет, констатируют эксперты. Речь идет о 12–15%, включая фонограммы для мобильных телефонов, остальное продается на физических носителях, рассказал «Газете.Ru» Игорь Пажитков, региональный директор Международной федерации производителей фонограмм (IFPI) по России и СНГ. «Дело обстоит так и с пиратской продукцией, и не только с музыкой, — добавляет Алексей Наумов, председатель совета Гильдии по развитию аудио- видеоторговли (ГРАВТ). — Большая часть контрафакта продается на физических носителях».
По его словам, более 90% материалов, которыми торгуют российские интернет-магазины в России, — пиратские.
В Ассоциация производителей программного обеспечения (BSA) полагают, что в феврале 2007 года доля пиратской продукции на российском рынке составляла 83%. А в начале 2000-х превышала 90%.
Выходит, что правительство занялось интернет-магазинами большей частью по политическими соображениями. Закрытие еще нескольких интернет-магазинов работает на «формирование внешнего имиджа страны» в преддверии вступления в ВТО, рассказал «Газете.Ru» Александр Панько, директор по развитию бизнеса агентства IT Monitoring.
Чем торгуют российские магазины, из-за рубежа гораздо проще проверить через интернет, чем любым другим способом, поясняет эксперт.
До «лоточников» в действительности (лоточная торговля CD и DVD в России официально запрещена — «Газета.Ru») доберутся в последнюю очередь, полагает Панько. Политолог Дмитрий Орешкин уверен: закрывая сайты — пусть речь и идет только об интернет-магазинах, торгующих контрафактом, — власти проверяют, какой общественный резонанс это вызовет. Если никакого, то установление жесткого контроля над интернет-пространством — дело ближайших лет, предупреждает эксперт.