Скандал начался 11 ноября. В тот день Ольга Артюхова навещала своего подзащитного в СИЗО «Матросская Тишина». По данным Минюста РФ, после встречи с Ходорковским сотрудники СИЗО изъяли у адвоката записку. Как заявляли тогда представители Минюста, в этой записке, которую Артюхова пыталась уничтожить, содержались сведения, которые могли повлиять на ход следствия. Сама адвокат это отрицала.
В конце декабря начальник управления по Москве Главного управления Минюста РФ Александр Буксман сообщил, что у Артюховой после посещения Ходорковского был обнаружен и другой документ, который, по его словам, «не относится к расследованию» дела экс-главы ЮКОСа. «В изъятом документе были записи, относящиеся к другому уголовному делу, по которому адвокат давал подписку о неразглашении данных предварительного следствия», — сказал он.
При этом так и осталось неясным, были ли эти документы изъяты единовременно или вторую записку сотрудники Минюста раздобыли у Артюховой уже после скандала, случившегося 11 ноября.
По словам Буксмана, федеральный закон «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых» предусматривает определенный перечень запрещенных к выносу из следственного изолятора вещей. Представитель Минюста сказал, что в интересах безопасности в СИЗО допускается проведение видеоконтроля, в том числе и во время встреч подследственных со своими адвокатами и родственниками. Оказалось, что такой контроль велся и при свидании Ходорковского с Артюховой. Именно с его помощью были получены сведения о попытке выноса адвокатом документов с инструкциями от ее клиента, касающихся мер противодействия следствию. А в том, что это были инструкции, у Минюста нет никаких сомнений, так как к такому выводу, по словам Буксмана, пришел руководитель следственной бригады по делу Ходорковского, которому органы Минюста направили соответствующий запрос после инцидента в СИЗО.
Несмотря на то что адвокат Артюхова отрицала все выдвинутые в ее адрес обвинения, а следствие до сих пор так и не доказало, что записка была написана рукой Ходорковского, Генпрокуратура и Минюст потребовали не только вывести ее из процесса по защите бывшего руководителя ЮКОСа, но и предложили совету Адвокатской палаты Москвы лишить ее адвокатского статуса. Объяснения Артюховой, что у нее были незаконно изъяты ее собственные пометки, которые действительно касаются дела Ходорковского, но на которые адвокат имеет полное право, не произвели на Минюст никакого воздействия. Главное управление Министерства юстиции РФ по городу Москве, как и обещало, направило в Адвокатскую палату столицы представление об исключении Артюховой из реестра адвокатов.
Решение совета палаты, проходившего во вторник в закрытом режиме, было предопределено еще 23 января, когда независимая квалификационная комиссия, рассмотрев все материалы дела, большинством голосов приняла решение оправдать Ольгу Артюхову.
Соотношение голосов оказалось 11 против 1 в пользу адвоката Ходорковского. Однако решение квалификационной комиссии носит лишь рекомендательный характер: окончательный вердикт — за советом Адвокатской палаты. Он сегодня оказался полностью на стороне Артюховой. Как заявил «Газете.Ru» по окончании заседания президент Московской адвокатской палаты Генри Резник, решение об отклонении представления Миюста было принято единогласно.
По словам Резника, Адвокатская палата не усмотрела в действиях Артюховой каких-либо нарушений норм кодекса профессиональной этики адвокатов, а также закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». В связи с этим принято решение прекратить дисциплинарное производство в отношении Артюховой, так как в ее действиях нет нарушения закона. В интервью «Интерфаксу» Резник еще раз подчеркнул, что защитница Михаила Ходорковского незаконно подверглась досмотру в следственном изоляторе «Матросская Тишина». Он расценил это как «провокацию, направленную на дискредитацию адвоката, предпринятую с тем, чтобы опорочить защиту Ходорковского».
Впрочем, сегодняшнее решение не означает, что в громком скандале поставлена точка.
Еще в декабре прошлого года представители Минюста обещали, что, если адвокатская палата примет решение о законности действий Артюховой и откажется удовлетворить требование о лишении ее адвокатского статуса, материалы дела в течение месяца будут переданы в суд. Однако в интервью «Газете.Ru» Генри Резник заявил, что будет сильно удивлен, если Главное управление Минюста по Москве действительно предпримет такой шаг. «Минюст неправильно толкует закон, права на обращение в суд с требованием лишить адвоката его статуса у него нет», — убежден президент Московской адвокатской палаты.