В четверг Аджарию неожиданно резко раскритиковал замминистра юстиции Грузии Гиви Угулава. Он объявил введенное в автономии чрезвычайное положение незаконным и противоречащим грузинской конституции. «Объявление чрезвычайного положения является прерогативой президента Грузии, поэтому нынешние власти должны предпринять действенные шаги по отмене чрезвычайного положения в Аджарии», — передал слова чиновника «Интерфакс». Напомним, ЧП на территории автономии было введено 23 ноября, в день отставки Эдуарда Шеварднадзе, и отменено в день выборов нового президента — 4 января. Однако в среду вечером верхняя палата аджарского парламента возобновила действие чрезвычайного положения на том основании, что «деструктивные силы, в том числе и внутри автономной республики, угрожают конституции и границам Аджарии».
Таинственные деструктивные силы – это активисты молодежного политического движения «Кмара» («Довольно»), которые за последние дни обклеили своими листовками весь Батуми.
«Кмара» известно тем, что принимало деятельное участие в организации многодневных уличных митингов в Тбилиси, после которых Шеварднадзе вынужден был подать в отставку. Это движение финансирует Фонд Сороса, а кроме того, известно, что тактике бархатных революций предводителей «Кмары» учили участники волнений 2000 года в Белграде, которые закончились отставкой Слободана Милошевича.
Как раз в среду батумская полиция арестовала двух членов «Кмары», у которых при обыске в их квартирах были найдены листовки «Долой диктатуру Абашидзе!», а также, как уверяют полицейские, оружие и наркотики. В тбилисском офисе «Кмары» про наркотики ничего не говорят и называют большее число задержанных. Там заявили, что аджарские власти устроили настоящую облаву, за сутки арестовав 15 человек, в том числе и польского журналиста. Против арестов в тот же вечер выступил госминистр Зураб Жвания. «Подобные действия неприемлемы и раз и навсегда должны уйти в прошлое, когда производились незаконные задержания», — сказал он.
В руководстве Аджарии придерживаются прямо противоположной точки зрения. Говоря о возобновленном ЧП, руководитель представительства Аджарии в Тбилиси Гамлет Чипашвили заявил, что «деструктивные силы добиваются свержения насильственным путем аджарского руководства».
Первой жертвой чрезвычайного положения стала съемочная группа телекомпании «Рустави-2», которую аджарские полицейские задержали на посту у реки Чолоки недалеко от курорта Кобулети, где проходит административная граница автономии. Полицейские ссылаются на режим ЧП, однако журналисты «Рустави-2» уверяют, что, кроме них, на границе никто задержан не был.
Окончательное решение о законности чрезвычайного положения в Аджарии примет конституционный суд Грузии, в который обратился с запросом руководитель еще одной оппозиционной организации — «Наша Аджария» — Тамаз Диасамидзе. Заседание должно было пройти в четверг, но было перенесено, поскольку в суде не оказалось официального документа о возобновлении ЧП в Аджарии.
Впрочем, ЧП и арест активистов «Кмары» — не единственная претензия центральных властей Грузии к Абашидзе.
На той же пресс-конференции в четверг замминистра юстиции Гиви Угулава припомнил Абашидзе, что тот превысил полномочия, назначив себя в автономии верховным главнокомандующим.
Затем Угулава дал понять, что если раньше новые власти не пытались поставить Аджарию на место, то только потому, что не обладали для этого легитимным статусом. Победа Саакашвили на выборах с 96% (окончательные цифры ЦИК огласит в четверг вечером) дала возможность наконец разобраться с Аджарией, а инаугурация, которая намечена на 25 января, окончательно развяжет новому президенту руки. Тогда, по словам чиновника, «отношения между Тбилиси и Батуми будут выяснены принципиальным образом».