Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Соревноваться с полулегальными интернет-магазинами по цене «лоб-в-лоб» почти невозможно»

Интервью с руководителем онлайн-направления «МегаФона» Михаилом Голубевым

Доля покупок в онлайн продолжает расти не смотря на экономический кризис, отмечают участники рынка. Повышать спрос помогают эксклюзивные предложения, а также новые стратегии продаж. Об онлайн-продажах в кризис и трендах на будущий год в интервью «Газете.Ru» рассказал руководитель онлайн-направления «МегаФона» Михаил Голубев.

--В этом году кризис серьезно потрепал российский ритейл. Сильно вы провалились в продажах?

— Вообще не провалились. Продажи гаджетов, да и сим-карт в «МегаФоне» через онлайн-канал год к году не упали, а даже немного выросли. Да, клиенты стали меньше покупать дорогих устройств, но зато значительно выросли продажи смартфонов начального и среднего сегмента.

В 2015 году порядка 8% от товарной выручки всего ритейла составляют онлайн-продажи. За год доля онлайн-заказов в общем товарообороте нашей розничной сети выросла на 14%. То есть люди стали больше покупать онлайн. Что вполне закономерно.

--Ищут в интернете лучшую цену?

--Не только. Фактор удобства тоже немаловажен. Людям некогда ходить по магазинам. Кто-то работает допоздна, кто-то в пробках стоять не хочет. А смартфон всегда под рукой, покупать можно хоть ночью. И кстати тех, кто идет за покупками в онлайн-каналы не за ценой, а за удобством довольно много. Не стоит забывать, что ассортимент онлайн-витрин значительно шире ассортимента оффлайн-магазина.

--Но ведь фактор цены в кризис важен?

— Я этого не отрицаю. Но соревноваться с полулегальными интернет-магазинами по цене «лоб-в-лоб» почти невозможно. В этом году мы научились делать интересные предложения для «прайс-сикеров» (price seeker – клиенты, для которых важнее всего цена товара, прим Газета.Рy), не демпингуя. Порядка 80 моделей смартфонов, среди которых и iPhone различных поколений, продаются в «МегаФоне» на специальных условиях – клиенту возвращается на счет до 20% от цены покупки. Таким образом, купив у нас смартфон или планшет, можно не платить за услуги связи несколько месяцев. Клиент воспринимает это как хорошую скидку, потому что в любом случае смартфон без связи – довольно бесполезная штука.

Также мы запускаем большое количество ценовых эксклюзивов с производителями устройств, что другие просто не могут повторить. Все это приводит к нам клиентов.
<1>
--За последний год модель мультиканальных продаж стала еще популярнее среди ритейлеров. Как вы оцениваете эффект от мультиканальности?

— В уходящем году отлично отработала схема заказа через онлайн и получения товара в салоне. Думаю, что этот вариант привлекателен для клиента своим удобством. Доставка курьером предполагает четкие договоренности о месте и времени получения. Что не всегда удобно. А в салоне заказанный товар может и полежать. Кроме того, мы даем возможность заказать товар, зафиксировав цену и условия покупки. Это позволяет клиенту с одной стороны, получить товар практически в любое время, начиная с ближайшего часа, а с другой – избавляет его от переживаний насчет изменения цены, возможного брака, возможности предварительной проверки и так далее. Ведь многие боятся покупать в сети только потому, что курьер привезет им на дом товар, который невозможно проверить.

Получение в салоне снимает эти страхи – товар будет проведен через кассу и проверен продавцами. Рост таких заказов на 16% год к году я считаю значимым и требующим дальнейшего развития.

--Онлайн в «МегаФоне» это не только продажи, но и обслуживание.

Верно. Которое стремится к самообслуживанию. Прежде всего, я имею ввиду «Личный Кабинет». Он набирает популярность без рекламы, без сколь-нибудь значимого продвижения. Сегодня им пользуется несколько миллионов человек, а мобильная версия уже установлена на три с половиной миллиона устройств. Клиенты хотят самостоятельно без посредников управлять тарифами, подключать и отключать опции, следить за балансом. Самообслуживание будет набирать клиентов, это очевидный тренд, причем не только в нашей отрасли.

--Говоря о трендах, чего нам ждать в онлайн-торговле?

--Я вижу два пути. Оптимистичный, если в экономике начинаются улучшения или, по крайней мере, не будет ухудшений. Тогда объемы в деньгах мобильного онлайн-ритейла продолжат рост. Причины совершенно разные: продолжится переток оффлайн-клиентов в онлайн. Будут приходить и новые клиенты – жители отдаленных регионов, которые отрезаны от привычных жителям крупных городов магазинов большими расстояниями. При этом часть наших клиентов попытаются забрать крупные иностранные интернет-магазины. Но это, на самом деле, не так просто - есть реальная проблема с обменом или возвратом товара. Кто раз на этом обжигался, уже не так оптимистично смотрит на китайские онлайн-площадки. В любом случае, «МегаФон» с такими магазинами конкурирует весьма условно – у нас не слишком пересекается ассортимент. Кроме того, мы все больше устройств продаем вместе с хорошими предложениями в области связи. Другие магазины этого сделать не могут.

Пессимистичный вариант возможен, если в следующем году мы увидим дальнейший рост стоимости валют. Тогда весь рынок будет стагнировать, а с ним и онлайн-канал. Крупные игроки переживут, а мелкие и средние исчезнут или будут пытаться объединиться с крупными игроками. Разумеется, все зависит от конкретного сегмента и даже конкретного магазина.

Уверен, что некоторые интернет-магазины (например, торгующие одеждой) в кризис почувствуют себя только лучше за счет того, что традиционные оффлайн-покупатели все больше и больше будут искать способы и возможности для экономии.

--Какие планы у «МегаФона» на следующий год?

--Будем совершенствовать наши инструменты самообслуживания, оптимизировать уже запущенные процессы. Будем искать новые возможности для того, чтобы заинтересовать каким-либо товаром тех, кто пришел на «операторский» сайт. Это не так сложно сделать, если правильно определить потребности клиента. А механизмы анализа онлайн-поведения уже есть. Также планируем расширить возможности по доставке, но от деталей пока воздержусь.

Новости и материалы
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Депутаты поделились идеями насчет отдыха на майские праздники
Белоруссия прописала в военной доктрине недопустимость нападения на другую страну
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
В Пентагоне признали провал поставленного США на Украину оружия
Маркировку о вреде для природы предлагают наносить на пластиковую посуду
Советники Трампа обсуждают санкции против стран, уходящих от доллара
Белоруссия будет помогать союзникам военной силой
Большинство россиян на отдыхе доверяют только своей аптечке
Ракетную опасность отменили в Белгороде и Белгородском районе
В МИД прокомментировали заявления Польши насчет размещения ядерного оружия США
Ученые нашли огромную концентрацию кокаина в водах крупнейшего порта Латинской Америки
В финском городе дважды за неделю сорвали украинский флаг у здания мэрии
В Белгороде и Белгородском районе объявлена ракетная опасность
Россиянам рассказали о погоде на Первомай
Отряды «Хезболлы» нанесли удар по поселениям на севере Израиля
Стало известно, чем будут закупаться россияне на майских праздниках
Еще одна страна заявила о заинтересованности в сотрудничестве с БРИКС
Все новости