29 июня 2016

 $63.94€71.13

18+

(none)

«В ряде клубов РФПЛ бюджеты раздуты неадекватно»

Экс-руководитель «Динамо» Роман Дьяков – о новой футбольной философии ФК «Химки»

Арена «Химки»
Арена «Химки»

Фотография: ИТАР-ТАСС

О кузнице кадров на базе ФК «Химки», его финансировании, поражении «Спартака» от «Тосно», эффективном бюджетировании клубов и рекламодателях – в первой части интервью экс-руководителя «Динамо» Романа Дьякова.

Роман Дьяков – один из самых эффективных руководителей в новейшей истории «Динамо». На посту исполнительного директора он проработал чуть больше года, но именно этот период вместил самую яркую игру бело-голубых под руководством Сергея Силкина. Впрочем, скандалов тоже избежать не удалось – Миодраг Божович обвинял Дьякова в том, что он создавал помехи в его работе, а уход исполнительного директора был связан с расхождением во взглядах уже с Сергеем Силкиным и советом директоров на трансферную политику. Вопреки словам о разочаровании в российском футболе, недавно Дьяков вошёл в наблюдательный совет подмосковных «Химок». О новых планах подмосковного клуба и о старой динамовской истории со всеми её интригами мы и поговорили.

— В одном из интервью после ухода из «Динамо» вы сказали, что разочаровались в российском футболе. Почему же решили вернуться?
— Я имел в виду не футбол в чистом виде, а ту разновидность шоу-бизнеса, которую сейчас представляет российская Премьер-лига и всё с ней связанное. Многие процессы, происходящие там, непрозрачные для постороннего наблюдателя, девальвируют для меня спортивную составляющую чемпионата.

До того, как я пришел на работу в «Динамо» в 2007 году, я был полноценным болельщиком, искренним, восторженным, но года через три я уже приобрел ту степень цинизма, которая исключает искреннее сопереживание происходящему на поле. Что касается возвращения, то мне показался интересным проект, который можно реализовать на базе «Химок».

Здесь можно построить полноценный футбольный клуб в современном его понимании с полной инфраструктурной и организационной вертикалью, начиная от детских групп вплоть до профессиональной команды. При этом главная привлекательность — это будет не футбольный клуб, построенный сверху вниз, как 90% отечественных аналогов, в которых успехи главной команды есть основная и единственная значимая цель и параметр для оценки успешности вкладываемых денег. «Химки» — другая идеология. Если все сложится, то мы постараемся построить, в первую очередь, учебное предприятие, имеющее статус региональной академии, охватывающей весь север Подмосковья, которое готовит профессиональных футболистов, а основная команда, пусть живет по принципам фэйр-плей УЕФА, предоставляя возможность выпускникам школы получать первую игровую практику в профессиональном футболе.

— То есть к повышению в классе «Химки» стремиться не будут?
— Стремиться наверх надо всегда, только так можно сформировать дух победителя. Но пока очень мало выпускников футбольных академий могут сходу претендовать на попадание хотя бы в заявку команд Премьер-лиги.

— Кстати, в «Динамо» как раз в этом плане дела обстоят неплохо – почти ежегодно Премьер-лига узнает о каком-то новом даровании.
— В своё время мы пригласили в клуб испанского специалиста Хуана Луис Мартинес Гарсия со своей методикой, с успехом применяемой в испанских специализированных футбольных школах («Эспаньол», «Барселона»), который взял ответственность за создание полноценной тренировочной программы для всех возрастов в динамовской школе. Этот специалист до сих пор работает в клубе и тот факт, что при отсутствии конкурентной инфраструктуры «Динамо» выигрывает чемпионаты Москвы, говорит об успешном опыте. При этом нам не обязательно зацикливаться на этой программе. Есть отличные контакты в немецкой федерации футбола, есть их методики, есть голландская модель, есть уникальные наработки отдельных отечественных специалистов. Одним словом, есть из чего выбрать. Можно не только учить детей, но и учить тренеров.

— У региональной академии на базе «Химок» какие-то конкурентные преимущества для этой стратегии есть?
— Во-первых, очевидным преимуществом является наличие нескольких крупных населенных пунктов на севере Московской области на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга, обладающих достаточной численностью населения для обеспечения конкурентоспособного потока обучающихся. Во-вторых, очень важно наличие в каждом из населенных пунктов инфраструктурных объектов, пригодных для относительно недорогой реконструкции для приведения в соответствие потребностям современной ДЮСШ по футболу. Кроме того, в наших силах организовать студенческие команды на базе выпускников не только создаваемой школы, но и прочих футбольных школ, где, получая высшее образование, они смогут продолжать совершенствование чисто спортивных навыков и получат возможность играть как минимум на уровне ЛФК. Это очень важная часть проекта, так как это позволяет продлить обучающий процесс до момента становления футболистов в ментальном и физическом плане. В рамках подготовки к проведению ЧМ 2018 года – это отличный проект.

— Допустим, цели в ближайшее время пробиться Премьер-лигу нет, но любой же клуб требует инвестиций.
— В настоящий момент клуб и школа финансируется за счет муниципалитета. Руководство городского округа Химки понимает, что важно поддерживать спорт как социальное явление.

Для существования ДЮСШ в текущем формате и профессионального футбольного клуба в ПФЛ этого достаточно, но для реализации более масштабного проекта маловато. Мы пытаемся привлечь дополнительные средства через клуб на коммерческой основе, но, как и любой проект в области профессионального спорта, сталкиваемся с определенными сложностями.

— Например?
— Первая заключается в ограниченных маркетинговых возможностях клуба. Компании федерального масштаба не готовы сотрудничать в области продвижения бренда или услуг с командой, имеющей столь привязанное к расположению наименование. А местные компании либо не заинтересованы в рекламе, либо не обладают средствами способными существенно помочь развитию. Мы даже рассматривали возможность тотального ребрендинга, но это очевидно будет принято в штыки болельщиками. Сейчас мы решили зайти немного с другой стороны — ведем переговоры с несколькими серьезными компаниями о продаже прав на название стадиона «Арена-Химки». Это общепринятая мировая практика, когда стадионы берут названия производные от корпоративных брендов. Обладатель прав на название стадиона имеет достаточно объемный пакет рекламных опций, рыночная стоимость которых вполне адекватна требуемому взносу.

И при этом мы дополнительно берем на себя социальные обязательства. Если переговоры завершатся успехом, то более половины вырученных средств нам предстоит направить на создание региональной академии футбола на севере Московской области.

Этого, правда, может не хватить, но ведь мы предлагаем возможность обеспечить футболу социальную функцию, о которой все только и говорят. Тут и элемент воспитания подрастающего поколения, и эффективное средство решения образовательных задач, и возможность предоставить рабочие места специалистам-тренерам, обладающим достаточной квалификацией для работы по профессии в целях повышения их уровня подготовки. Это ли не главная задача всех государственных программ подготовки к чемпионату мира 2018 года в России? Мы понимаем, что последнее время все внимание спортивной общественности было сфокусировано на Олимпиаде в Сочи, которая наглядно показала эффект от планомерной подготовки к этому событию. На наш взгляд, самое время обратить внимание на проекты в области футбола.

— Какая вторая проблема?
— Вторая проблема носит системный характер. Она касается всего российского футбола, не только «Химок». Для привлечения коммерческих партнеров, то есть тех, кто намерен извлечь финансовую прибыль из сотрудничества с футбольным клубом, необходимо чтобы стоимость их взноса была увязана на выходе с просчитываемой аудиторией, которой будет адресована какая либо информация спонсора. От размера этой аудитории зависит объем спонсорской поддержки. Основную аудиторию дает телевидение, а рейтинг даже топовых матчей Премьер-лиги в России в два раза ниже сериалов, не говоря уже об успешных телевизионных шоу. При существующих в РФПЛ бюджетах вообще глупо говорить о коммерческой выгоде сотрудничества с клубами. Любой рекламодатель имеет возможность выйти на более широкую аудиторию за меньшие деньги.

— Кстати, о бюджетах. В одной зоне с вашим клубом играет «Тосно», созданный всего год назад, но уже громко выбивший из розыгрыша Кубка России московский «Спартак». Их генеральный директор сказал, что бюджет клуба составляет всего 40 млн. рублей.
— Думаю, доля лукавства в озвученной цифре есть.

Средний уровень бюджетов клубов второй лиги, ставящих задачи выхода в первую, варьируется в районе 80-100 млн. рублей. Не думаю, что в «Тосно», с учетом всех накладных расходов, существенно меньше.

Но даже этот проект, выглядевший на фоне «Спартака» верхом эффективности финансовых затрат, на мой взгляд, классический пример создания клуба сверху вниз. Я очень рад, что в Ленинградской области нашли спонсора, согласившегося выделить деньги на создание клуба, в планах которого выход за два года в РФПЛ. И я желаю им удачи в осуществлении этих планов, но посудите сами: в городе проживает 40 тысяч человек. Нет никакой готовой даже для первой лиги футбольной инфраструктуры. Если команда вынуждена ездить на домашние игры регулярного первенства в Тихвин, находящийся в 200 км от Тосно, то что говорить о базе для подготовки молодых футболистов? При этом я не склонен считать результат матча «Спартак» - «Тосно» целиком следствием слабости московской команды. Думаю, даже если за счет настроя команда второй лиги дает бой представителю высшей лиги, то это может также быть и показателем уровня футбола в низших лигах. В Англии тоже случаются такие результаты, и это никого не расстраивает. Скорее по этому матчу можно диагностировать неадекватное раздутие бюджетов некоторых команд высшего дивизиона в России.

— То есть деньги расходуются не слишком эффективно? Дело в менеджерах клубов?
— Очень часто владельцы клубов по всему миру усиленно ищут «своего Фергюссона», чтобы передать ему бразды оперативного управления. Тогда главного тренера можно объявить «генеральным менеджером» клуба, чтобы напрямую подчинить акционерам или учредителям. Только у нас забывают, что в этом случае он становится ответственен и за то, чтобы сальдо дебета с кредитом в конце года было положительным. То есть он теряет право безответственно взять какого-то игрока только потому, что он якобы вписывается в его игровую модель. Он еще должен думать за какую цену он его берет, потому что бюджет клуба не резиновый, если на конец года у тебя нет того спортивного результата, который ты обещал акционерам, то показать надо хотя бы положительный финансовый результат. Значит, перед генеральным менеджером должна быть сформулирована четкая двуединая задача, спортивный результат и финансовые условия для его выполнения.

У нас же в основном тренеры просят их не посвящать в детали контрактных обязательств как покупаемых, так и имеющихся в команде футболистов, поскольку они «не финансисты, а спортсмены». Но если вы, как акционер, по объективным обстоятельствам не в состоянии качественно сформулировать задачу главному тренеру как генеральному менеджеру, то и не ищите Фергюссона.

Вот в том же «Спартаке» длительный период должности генерального директора и главного тренера были совмещены. То есть Карпин был тем самым «генеральным менеджером» в западном понимании этой должности. Логично, если ему в таких условиях должны были поставить обоснованную задачу: учитывая планируемое сальдо бюджета на конец года и аналогичные показатели конкурентов, ты должен занять такое-то место. Или выше. Если бы такая задача ставилась, то у меня ощущение, что отставка Карпина должна была состояться немного раньше. И Спаллетти, кстати, тоже. И не было бы в этих отставках никакой недосказанности и ничего личного.

Продолжение следует.

Ознакомиться с другими новостями, материалами и статистикой вы можете на странице российского футбола.

  • Livejournal


Уважаемые читатели! В связи с последними изменениями в российском законодательстве на сайте «Газеты.Ru» временно вводится премодерация комментариев.





/sport/2014/04/04/a_5980457.shtml