Обо всем этом журналистам рассказали ведущие российские специалисты по допинг-контролю, собравшиеся в пресс-центре РИА «Новости». По их мнению, Россия за последние два года, прошедших с момента окончания скандальных Зимних олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити, вырвалась на передовые позиции в области борьбы с допингом.
По-крайней мере, случаев применения запрещенных препаратов российскими спортсменами фиксируется куда меньше, нежели у их американских коллег. По словам руководителя Российского антидопингового агентства Николая Дурманова (на фото), американцы отложили оглашение окончательного списка своей сборной, отправляющейся в Афины до 9 августа, специально для того, чтобы успеть разобраться со всеми «подозрительными» фигурами в своей делегации.
Причиной отказа (под разными предлогами) от участия в Олимпиаде-2004 известнейших американских легкоатлетов, составляющих так называемую «большую шестерку», видимо, является опасение быть пойманными на допинге. Аналогичные проблемы, по словам Дурманова, существуют и в сборной австралийских велосипедистов.
А что же у нас?
У российских спортсменов в ходе подготовки спортсменов к Олимпиаде-2004 случаев обнаружения применения анаболических стероидов, по словам руководителя Российской антидопинговой лаборатории Виталия Семенова, пока не обнаружено.
Правда, по мере приближения к играм, в биопробах российских атлетов начинают иногда обнаруживаться следы пемолина, психостимулятора неамфетаминового ряда, оказывающего влияние на центральную нервную систему. Это объясняется низкой культурой спортсменов, которые зачастую, особенно в зарубежных поездках, покупают непроверенные препараты. Но это единичные случаи, работа над устранением которых вовсю ведется.
В целом антидопинговая лаборатория только в этом году сделала 2230 проб, произведенных по заказу Госкомспорта, максимальные же ее возможности достигают 7–8 тысяч проб в год. Работы по анализу допинг-проб российских спортсменов идут круглосуточно, дабы, как сказал Семенов, «выпустить всех наших атлетов в Афины чистыми».
Каждый же из тех российских спортсменов, что отправятся на Олимпиаду в Афины, пройдет допинг-контроль, как минимум трижды. Оборудование, которое закуплено лабораторией два года назад, абсолютно идентично тому, на котором будут проводиться допинг-пробы в столице Олимпиады-2004.
При этом кое-какие задания нашему антидопинговому центру подкидывает WADA (Всемирное антидопинговое агентство), которое отправляет нашим «допинговедам» на экспертизу биопробы спортсменов из других стран. Иногда попадаются и совсем курьезные поручения. Недавно, по рассказу все того же Семенова, из WADA прислали на экспертизу водку с марихуаной (!), произведенную в Чехии. Долго не решались попробовать жидкость с осевшими на дне бутылки зернами, но потом, конечно, нашли добровольцев. Так вот, человека нормальной комплекции такая смесь сшибает с ног уже после третьей рюмки (из зала раздался возбужденный возглас: «как называется?»), и спортсмену пить ее никак нельзя. Дело не в водке, а в марихуане — она тоже входит в разряд запрещенных WADA препаратов.
Первая группа врачебного персонала российской делегации отправится в Афины уже 30 июля.
Сами же спортсмены будут прибывать в столицу XVIII Летних олимпийских игр за три-четыре дня до их старта в профилирующих дисциплинах.
Как показывает практика, именно за этот срок спортсмены успевают наилучшим образом адаптироваться к новым условиям проживания. Климат греческого средиземноморья заметно отличается от того, в котором привыкли жить и тренироваться отечественные атлеты — это и жара, и влажность, и повышенная солнечная активность. Последний рейс с российскими олимпийцами отправится в Афины 20 августа. К этому моменту со дня официального открытия афинских Игр пройдет уже неделя.
Короче говоря, с медицинской точки зрения, подготовка российских олимпийцев к Играм в Афинах идет по плану. В общем получается так, как говорил один персонаж из культового фильма девяностых «Криминальное чтиво»: «Мои друзья грамотно ширяются». Посмотрим, что покажет афинская Олимпиада.