Москва мультяшная

Шесть зарубежных мультфильмов о Москве

Анна Семенова, Мария Борисова 21.02.2016, 17:18
Кадр из эпизода «Большой балет» мультсериала «Микки-Маус» компании Disney Disney
Кадр из эпизода «Большой балет» мультсериала «Микки-Маус» компании Disney

На экраны вышел новый мультфильм о путешествии Микки-Мауса и его подружки Минни в Москву. В эпизоде «Большой балет» герои проводят вечер в Большом театре, после чего на санях в форме яйца Фаберже отправляются на Красную площадь, чтобы посмотреть на собор Василия Блаженного и памятник Минину и Пожарскому. «Газета.Ru» выяснила, какие еще столичные достопримечательности появлялись в других иностранных мультфильмах.

Микки-Маус: Большой театр и ГУМ

Серия «Большой балет» была выпущена к десятилетию компании Disney в России. В эпизоде главные герои — Микки и Минни приезжают в Москву и отправляются в Большой театр на желтых такси, явно нарисованных с учетом новой столичной транспортной политики. Там они смотрят на танцы под «Калинку-малинку», сидя в ложе. На сцене солирует одноногий танцовщик, положивший глаз на Минни. Она этому факту не рада, так что незадачливый кавалер лишается зуба, а в конце мультфильма и вовсе отправляется нокаутированным в полет, пробив крышу театра и показав заодно зрителям панорамы Москвы.

Влюбленные мыши после расправы над негодяем отправляются в романтическую поездку по центру города.

Мультипликаторы весьма достоверно изобразили многие московские достопримечательности, включая Большой театр и ГУМ. Театр был основан в 1776 году, изначально его труппа состояла из крепостных актеров и музыкантов, выкупленных казной. Первые годы после революции Большой театр использовался в основном не по назначению. Так, в 1922 году там проходил I Всесоюзный съезд советов, в 1925-м в нем прошел показ фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин», а в 1932 году на сцене прошел волейбольный матч между сборными Москвы и Днепропетровска.

Кстати, один из сортов голландских тюльпанов, известных своей красотой во всем мире, тоже связан с Большим театром.

Цветовод, посетивший в 50-х годах ХХ века Москву, был настолько впечатлен, что вывел новые сорта и назвал их «Галина Уланова» и «Большой театр». Именно эти два сорта теперь высаживают каждый год на Театральной площади перед зданием Большого.

Здание Большого театра, 1973 год Н. Логинов/РИА «Новости»
Здание Большого театра, 1973 год

Государственный универсальный магазин (ГУМ) появился в столице более 140 лет назад, в 1893 году. Стеклянная крыша магазина — гениальное решение инженера Владимира Шухова, подобная конструкция ранее никогда не использовалась.

Именно в ГУМе впервые в России стали применять придуманные американским предпринимателем Фрэнком Вулвортом ценники, что в свою очередь лишило москвичей привычной забавы торговаться. Некоторые историки полагают, что именно в ГУМе появилась первая книга жалоб. Знаменитый фонтан в ГУМе был открыт в 1906 году, хотя был заложен еще в изначальный проект.

«Гриффины»: Кремлевская набережная

В мультсериале «Гриффины» Москву показывают в одном эпизоде — «Шпионы, напоминающие нас». По сюжету, малыш Стьюи, пес Брайан, а также актеры Чеви Чейз и Дэн Эйкройд прилетают в столицу России, гоняясь за мэром их родного города, который оказался «запрограммированным» агентом ФСБ. Первое, что они видят, выйдя из аэропорта, —

с десяток цирковых медведей на унициклах, которые исполняют роль не то такси, не то развлечения для туристов.

И все это внезапно на фоне заснеженных гор.

Героев почти сразу же арестовывают как шпионов и доставляют в Кремль, где они знакомятся с Владимиром Путиным, на тот момент — премьер-министром, который в том числе предлагает гостям посмотреть мультфильм, пародирующий «Ежика в тумане».

В одном из моментов эпизода показана Кремлевская набережная. Архитектурные детали — башни Кремля, ансамбль Соборной площади — нарисованы детально, как будто их копировали с открытки, без вольностей. За время своего существования набережная побывала в разных «ипостасях»: и стратегическая точка отражения несостоявшегося шведского нашествия, и свалка мусора после переноса столицы в Петербург, и место, где проходила одна из первых в Москве конок.

Интересно, что именно та часть Кремлевской стены, которую показывают в эпизоде, была разобрана во времена царствования Екатерины II. Правительница решила, что существовавший тогда дворец не соответствует величию империи, и заказала проект и макет нового дворца Василию Баженову. По задумке архитектора здание должно было занимать всю приречную территорию Кремля, поднимаясь от берега Москвы-реки, и закрывать собой весь Боровицкий холм со всеми его постройками.

Эксперты ЮНЕСКО от такой затеи были бы в ужасе.

В 1770 году была разобрана часть стены, включая Тайницкие ворота, Петровскую, Первую и Вторую Безымянные башни. Внутри Кремля были разрушены все монастырские подворья, кроме Троицкого, Житный и Денежный дворы, Запасной дворец Бориса Годунова с Верхним Набережным садом, галерея Оружейной палаты, корпус приказов и другие древние палаты и церкви.

Кремлевская набережная до революции Wikimedia Commons
Кремлевская набережная до революции

Торжественная закладка нового дворца произошла 1 июня 1773 года. Но,

очевидно, что-то пошло не так: Архангельский собор дал трещины и стал сползать под гору.

Стало ясно, что настолько масштабное строительство нецелесообразно, и в 1774 году работы были прекращены, а крепостную стену и башни восстановили. Сейчас на макет того самого дворца можно посмотреть в Музее архитектуры имени Щусева.

«Симпсоны»: Мавзолей Ленина

Создатели «Симпсонов» — самого длинного мультсериала в истории американского телевидения — за все 27 сезонов не могли не показать Россию и ее столицу хотя бы мельком. В эпизоде «Симпсон на флоте», вышедшем в 1998 году, Гомер на подводной лодке доплывает до России. Представитель России в ООН говорит, что «Советский Союз отпустит ваше судно».

На замечание, что Советский Союз распался, он с демоническим хохотом отвечает «Да мы и хотели, чтобы вы так думали», и нажимает красную кнопку.

В этот момент показывают Красную площадь, где как раз проходит парад, судя по всему, за мир во всем мире. На соборе Василия Блаженного висит огромный баннер с пацификом, сверху на него выпадает серпасто-молоткастый флаг. Из движущихся платформ с безобидными медведями и лебедями выезжают танки, в объединенном Берлине опять поднимается стена, а в Мавзолее оживает Владимир Ленин. Он разбивает стеклянный саркофаг и, передвигаясь как зомби, рычит «Долой капитализм».

Отметим, что к Мавзолею создатели «Симпсонов» явно неравнодушны: в другом эпизоде мелькают фотографии сестер Мардж, сделанные ими при посещении усыпальницы вождя мирового пролетариата.

Первый Мавзолей был возведен ко дню похорон Ленина (27 января 1924 года) буквально за несколько дней. Деревянное сооружение изначально рассматривалось как временное: сроки были сжатыми, а условия — тяжелыми.

Промерзшую почву пришлось взрывать динамитом, при этом учитывать проходящие рядом коммуникации и ряд других «геологических сюрпризов» вроде засыпанного в XIX веке Алевизова рва.

Достраивать здание так и не стали, и уже весной архитектор Алексей Щусев начал работу над вторым эскизом.

«Второе пришествие» Мавзолея состоялось в августе 1924 года, но и эта версия здания не рассматривалась в качестве постоянной. На основе второй усыпальницы тот же Щусев спроектировал третий, ныне существующий вариант, из железобетона, с кирпичными стенами, гранитной облицовкой и отделкой мрамором, который везли со всего СССР. Перед началом строительства надо было подобрать наилучший ракурс Мавзолея, для чего на площади установили мобильную фанерную модель. Чтобы сооружение не тряслось во время парадов на Красной площади, котлован и каркас засыпали чистым песком.

У Мавзолея на Красной площади, 1977 год Олег Иванов, Борис Кавашкин/Фотохроника ТАСС
У Мавзолея на Красной площади, 1977 год

Кроме того, специально под Мавзолей была осуществлена перепланировка Красной площади: памятник Минину и Пожарскому подвинули (а в 1931 году его вообще убрали за собор Василия Блаженного) и сняли трамвайные пути.

Архитекторы покусились даже на систему координат: нулевой отметкой стал считаться нижний уровень усыпальницы, который был значительно выше уровня почвы.

В 1953 году в Мавзолей поместили забальзамированное тело Иосифа Сталина, но 30 октября 1961 года на знаменитом XXII съезде КПСС было постановлено, что «серьезные нарушения Сталиным ленинских заветов… делают невозможным оставление гроба с его телом в Мавзолее», и диктатора «отселили».

В 1983–1984 годах Мавзолей был частично перестроен, хотя внешне это было почти незаметно. К задней части сооружения со стороны Кремлевской стены была добавлена закрытая пристройка с эскалатором, чтобы престарелые лидеры государства могли спокойно и безопасно подниматься на трибуну.

«Первый отряд»: станция «Маяковская»

«Первый отряд» — совместное японско-русское производство Studio 4°C и Molot Entertainment. У них получилась гремучая смесь из аниме-стилистики, фэнтези-деталей и тематики Великой Отечественной войны. Сюжет разворачивается в 1942 году в СССР. Параллельно с боевыми действиями между армиями идет скрытая война двух секретных оккультных служб — немецкого «Аненербе» и советского шестого отдела военной разведки. В качестве вооружений подразделения используют магию — без особых усилий

из мира мертвых вызывают, например, магистра Ордена меча крестоносцев, павшего в ходе Ледового побоища, и пионеров-героев, казненных в самом начале войны.

Мультипликаторы изрядно потрудились над тем, чтобы передать дух Москвы военных лет. Вполне четко прорисованы башни Кремля, Мавзолей и храм Василия Блаженного, Верхние и Средние торговые ряды (ныне ГУМ) и даже Лобное место на Красной площади. Васильевский спуск и Большой Москворецкий мост создатели фильма, правда, проигнорировали, зато «посадили» у ГУМа елки.

Одна из самых эффектных битв мультфильма происходит на станции метро «Маяковская». Станция была построена в 1938 году. Изначально оформить ее предполагалось в духе итальянского Ренессанса, но уже на этапе строительства выяснилось, что проектировщики не учли сложные геологические условия. Была срочно созвана комиссия, куда пригласили архитектора Алексея Душкина. Он существенно изменил первоначальный проект, усилив конструкции станции подковообразными стальными арками. Их изготовили на заводе по строительству дирижаблей при участии авиаконструктора Александра Путилова.

«Самолетную» тему продолжили и в украшении станции: в нишах свода центрального зала появились мозаичные панно из смальты на тему «Сутки советского неба»,

выполненные по эскизам художника Александра Дейнеки. Проектировщики не прогадали: в 1939 году проект станции «Маяковская» получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

Бомбоубежище на станции метро «Маяковская» во время Великой Отечественной войны, 1941... Аркадий Шайхет/РИА «Новости»
Бомбоубежище на станции метро «Маяковская» во время Великой Отечественной войны, 1941 год

Кстати, во время Великой Отечественной войны «Маяковская» использовалась как бомбоубежище. Для пассажиров метро закрывалось в 6 часов вечера, на пути укладывался деревянный настил, а на станции устанавливались фонтанчики для питьевой воды. Сейчас «Маяковская» носит статус ценного объекта культурного наследия регионального значения.

«So sorry»: Никольская улица и Маросейка

Короткий ролик «So sorry: Modi in Russia» — это один из выпусков регулярных политических сатирических мультфильмов о приключениях премьер-министра Индии Нарендры Дамодараса Моди.

Он выполнен по всем канонам болливудского кино: на протяжении всего фильма счастливый герой танцует (в какой-то момент — с человеком, похожим на Владимира Путина) и поет

о том, как ему все хорошо удается, что ему нравится путешествовать, но душа его всегда находится в родной стране.

Москва в мультфильме представлена в довольно забавном виде. Во время снежной зимы герои ездят на велосипедах, а Нарендра танцует в шапке-ушанке. Друзья героя передвигаются по городу в упряжке с лошадьми, одетые зимой в крестьянские рубахи. При этом присутствуют и признаки, указывающие на то, что дело происходит в XXI веке: в частности, антипарковочные столбики на тротуарах и рекламные растяжки «День Победы 2010».

В ролике можно узнать здание Исторического музея и ГУМа (с небольшой натяжкой), а также Никольскую улицу. Танец Моди с Путиным происходит на улице, отдаленно напоминающей Маросейку.

Никольская улица — одна из самых древних улиц Москвы. Изначально она входила в состав Владимирской дороги, соединявшей Московское княжество с Суздалем, Владимиром и Ростовом. Свое название она получила от Николо-Греческого монастыря, основанного еще в XIV веке. До постройки стены Китай-города Никольская улица называлась Сретенской. Улица всегда была центром просвещения и торговли. Так,

здесь располагался Печатный двор, где в 1564 году появилась первая напечатанная книга «Апостол».

Позже на улице была одна из самых плотных концентраций книжных магазинчиков на квадратный метр во всей столице.

Особым интересом у москвичей пользовались торговые ряды, они считались местной достопримечательностью и вызывали восхищение даже у иностранцев. Главной изюминкой были иконные лавки, занимавшие самую большую территорию и даже давшие название Заиконоспасскому (Спасскому) монастырю. В XVII веке улица была застроена дворами знатнейших бояр и, одна из немногих в Москве, замощена досками, набитыми поверх бревен обычной мостовой. В XIX веке на месте бывшего здания Академии наук появилась аптека Феррейна, считавшаяся лучшей в городе.

Никольская улица от Богоявленского переулка к Владимирским воротам, 1947 год Репродукция фотохроники ТАСС
Никольская улица от Богоявленского переулка к Владимирским воротам, 1947 год

Маросейка своим названием обязана Малороссийскому подворью — двору, в котором останавливались официальные представители Украины, приезжавшие в Москву. Она всегда была очень оживленной улицей, особой популярностью Маросейка пользовалась у иностранцев, которые были готовы заплатить двойную, а иногда даже тройную сумму за приобретенный двор. Но

«санкции XVII века» — указ 1643 года, запрещавший иностранцам покупать дворы, приостановил торговлю.

Одиночной (до тех пор она была единым целым с Покровкой) улицей Маросейка стала лишь в XIX веке, когда было построено здание Политехнического института и установлен памятник героям Плевны. В честь 300-летия воссоединения Украины с Россией Маросейка была переименована в улицу Богдана Хмельницкого, и лишь в 1990 году улице было возвращено историческое название.

«Барток великолепный»: Георгий Победоносец и несуществующие здания

Самый знаменитый полнометражный иностранный мультик про Россию — «Анастасия». Но там можно полюбоваться только видами столичного Санкт-Петербурга. Однако у «Анастасии» есть и спин-офф: «Барток великолепный», про приключения белой летучей мышки, превратившейся из приспешника главного злодея Распутина в положительного персонажа.

Бартоку выпадает ответственная миссия — отправиться в Москву на поиски Ивана-царевича, на которого готовит покушение злобная регентша Людмила. Судя по общей обстановке и нарядам героев, события мультфильма относятся к отроческим годам царя Ивана Грозного, который и фигурирует в сюжете под именем Ивана-царевича. Прототипом регентши Людмилы служит его мать, властолюбивая Елена Глинская, которая при малолетнем царе занимала именно эту должность.

Точность деталей и схожесть с реальностью явно не входили в список первостепенных задач авторов мультфильма.

Если умолчать об исторических ляпах (вроде того, что Иван-царевич в совершенно лубочных интерьерах хочет подарить фамильную драгоценность рода Романовых), то даже чисто архитектурных ошибок наберется немало. Например, стена со знаменитыми «ласточкиными хвостами» была возведена уже после смерти Ивана Грозного. Ну и в целом архитектура столицы в мультфильме носит откровенно восточный характер, а купола Кремля больше напоминают мечети.

Зато любопытны отсылки к русскому нематериальному наследию — например, оригинальное прочтение образа Бабы-яги, показаны традиции ярмарок. Финальная битва происходит с участием огромного дракона, а момент, когда он повержен, можно посчитать прямой отсылкой к образу Георгия Победоносца.

Со времен Дмитрия Донского святой считается покровителем Москвы, поскольку город был основан его тезкой — князем Юрием Долгоруким. Изображение всадника, поражающего копьем змия, с рубежа XIV–XV веков появляющееся в московской геральдике, в народном сознании воспринималось как образ святого Георгия; в 1730 году это было закреплено официально.