Денис Драгунский о мужестве
честно вглядеться в лица
своих предков

Загадки крушения «Боинга»

Почему упал «Боинг 777»

Дмитрий Евстифеев 18.07.2014, 22:47
Reuters

Почему малайзийский Boeing 777 перед крушением под Донецком изменил маршрут, кто сбил самолет, была ли атака спланирована заранее — «Газета.Ru» разбиралась в самых противоречивых вопросах авиакатастрофы малайзийского рейса.

Почему самолет изменил маршрут

Одним из ключевых вопросов катастрофы остается изменение траектории маршрута Boeing 777 «Малайзийских авиалиний», который совершал регулярные рейсы по маршруту Амстердам — Куала-Лумпур в пределах воздушного коридора L980. Этот коридор связывает ключевые аэропорты Европы и Азии и является одним из самых загруженных в мире. Он оставался открытым в течение всего конфликта на востоке Украины. Многие авиакомпании старались облетать зону боевых действий. Однако малайзийские рейсы пролегали по своему традиционному маршруту через Донецкую область.

17 июля в 14.30 (мск) рейс MH-17 вылетел из амстердамского аэропорта Схипхол и направился на юго-восток по воздушному коридору L980, пролетая по пути над Германией, Польшей и Украиной.

С помощью ресурса flightaware.com (отслеживает перемещение гражданской авиации и сохраняет подробные данные о полетах) можно изучить маршруты предыдущих рейсов Boeing. Вплоть до 17 июля этого года они практически идентичны: самолет пролетал над северным побережьем Азовского моря в районе Бердянска.

В день крушения маршрут самолета, согласно данным flightaware, пролегал по другой траектории. Пролетая над Украиной, пилоты взяли севернее более чем на 300 км, и в итоге борт шел над окрестностями Донецка. Ориентировочно в 16.20 в районе деревни Грабово Донецкой области борт потерпел крушение.

Однако, согласно данным другого аналогичного ресурса flightradar24, также отслеживающего перемещения гражданских судов, разница в отклонении от маршрута существенно меньше. Впрочем, как видно из инфографики «Газеты.Ru», она все равно есть.

Стоит отметить, что до сих пор не была озвучена причина смены курса. Транзитные рейсы над юго-востоком Украины были разрешены. Требовалось лишь держать высоту, которая считалась безопасной. Кроме того, экипаж самолета не вправе сам принять решение о смене маршрута. Свое намерение он должен согласовать с диспетчерской службой той страны, над которой пролетает борт. В данном случае — Украины. При этом в пятницу источник Reuters в авиакомпании Malaysia Airlines сообщил, что Boeing 777 летел ниже плана полета по требованию украинских диспетчеров. План полета предусматривал высоту более чем 10,66 км, но пилоты снизились по требованию диспетчеров до 10,05 км. Однако официальных комментариев по поводу этого сообщения пока не поступало.

«Тут важно понять, изменился ли маршрут до вылета самолета или в процессе, — пояснил «Газете.Ru» президент Профсоюза летного состава России Мирослав Бойчук — Если до, то тут вопросы к евроконтролю, почему они так решили. Если в процессе, то вопрос к организации воздушного движения на Украине, к диспетчерам украинским. Экипаж самостоятельно уклониться от курса никак не может, он всегда делает это либо с подачи диспетчера, либо запросив у диспетчера такую возможность – уклониться от курса. Вот и надо понять, кто изменил маршрут».

Кто сбил самолет?

Прежде всего стоит иметь в виду, что, несмотря на большое количество спекуляций, а также противоречивых свидетельств, официально по-прежнему не подтверждено, что малайзийский Boeing действительно был сбит. Последнее слово останется за официальным расследованием инцидента.

Однако из экспертов и политиков практически никто не сомневается в том, что самолет подбили. Причем не только на неформальном, но и на межгосударственном уровне.

Так, например, президент Украины Петр Порошенко спустя несколько часов после катастрофы назвал произошедшее «террористическим актом», а украинские силовики напрямую обвинили в атаке на самолет повстанцев Донецкой народной республики (ДНР). О том, что самолет был сбит, официально заявляют в США и в ряде европейских стран.

Действительно, ряд признаков указывают на то, что самолет был подбит. Так, например, очевидцы из числа местных жителей рассказали «Газете.Ru», что еще до падения самолета раздался взрыв и судно начало разваливаться в воздухе на части.

При этом ясности, откуда именно летела ракета и кто ее выпустил, по-прежнему нет.

В западных СМИ муссируется версия, согласно которой именно ополченцы сбили пассажирский лайнер: после захвата воинских частей армии Украины в их руках якобы оказались зенитно-ракетные комплексы «Бук», способные сбивать самолеты, идущие на больших высотах.

Также Служба безопасности Украины (СБУ) через несколько часов после авиакатастрофы опубликовала аудиофайл, на котором, как утверждается, зафиксированы перехваченные переговоры ополченцев из группы полевого командира Беса (Игорь Безлер). На записи слышно, как ополченцы растерянно обсуждают крушение самолета, который оказался гражданским, а не военным, как они рассчитывали. Впрочем, подлинность записи пока не подтверждена.

В пользу того, что ополченцы действительно могли сбить самолет, перепутав его с военным бортом, говорит также тот факт, что недалеко от маршрута лайнера пролегал воздушный коридор украинского военно-транспортного Ил-76, который направлялся для сброса грузов блокированным украинским войскам.

Такую версию озвучил источник минобороны Украины на условиях анонимности в беседе с украинским изданием УНИАН.

Однако ополченцы категорически отрицают свою причастность к крушению самолета и обвинили во всем украинских силовиков. Официальный Киев подчеркивает, что не располагает средствами ПВО в этом районе и не мог нанести удар по воздушному судну.

Ясность могут внести данные спутникового наблюдения, которое способно засечь запуск ракеты и проследить, откуда она была выпущена. В частности, США заявили, что намерены отследить в инфракрасном спектре тепловой след, оставленный ракетой. Вечером в пятницу президент страны Барак Обама заявил, что малайзийский Boeing 777 был сбит ракетой «земля-воздух» с территории, контролируемой украинскими ополченцами. При этом он подчеркнул, что пока рано делать выводы, была ли ракета выпущена преднамеренно.

Была ли атака спланирована заранее?

Согласно наиболее распространенной версии, Boeing был сбит с помощью зенитно-ракетного комплекса «Бук» — мощного средства противовоздушной обороны, которое досталось Украине в наследство от СССР.

Для того чтобы навести подобный комплекс на цель, необходимы квалифицированные специалисты. В их руках «Бук» может поражать цель, находясь от нее даже на расстоянии порядка 40 км. Для точной стрельбы на большой высоте ракета должна быть направлена радаром или целой радиолокационной системой, которая состоит из нескольких машин.

Кроме того, необходимо время для того, чтобы развернуть огневую точку, привести устройство в боевое положение и прицелиться. По разным оценкам, это может занять около 10 минут (в зависимости от подготовки личного состава).

При крейсерской скорости 900 км/ч Boeing в минуту преодолевает 15 км. Таким образом, он стремительно выходит из зоны поражения, и достать его ракетой можно лишь в том случае, если боевой расчет заранее знает, где и когда будет пролетать самолет.

В связи с этим родилась версия, что ополченцы могли быть введены в заблуждение информацией о том, что в назначенное время над ними будет проходить военный борт украинских ВВС. Заранее подготовившись, бойцы ДНР подбивают самолет, однако вскоре выясняется, что это гражданское судно. Однако и эта версия пока не нашла официального подтверждения.