Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Таджики летят, летчики сидят

Российские власти задерживают сотнями таджиков-нелегалов, но уверяют, что это не связано с делом летчиков

, , ,
Российские власти объявляют о массовой высылке таджиков-нелегалов, утверждая, что эта акция не связана с конфликтом вокруг дела осужденных в Таджикистане летчиков. Правозащитники добавляют, что действия России заставляют нервничать даже тех мигрантов, что находятся в стране легально. Политологи отмечают предвыборную составляющую в деле. Все ждут ответного решения властей Таджикистана.

В пятницу в российской столице заговорили о массовой кампании против мигрантов из Таджикистана. Утром глава Федеральной миграционной службы (ФМС) Константин Ромодановский заявил, что накануне было задержано 211 таджиков-нелегалов. Всего за два дня в Москве было задержано 300 таджиков.

Председатель движения «Таджикские трудовые мигранты» Каромат Шарипов пожаловался на полицейских, которые забирают мигрантов прямо со строек. «Полиции отдан приказ: чтоб пощады таджикам не было, — сказал Шарипов «Газете.Ru». — Полицейские забрали всех строителей-таджиков со строек в Черемушках и на Шаболовке». Глава Федерации мигрантов России (ФМР) Маджумдер Мухаммад Амин заявил о жалобах на массовые отказы ФМС выдавать гражданам Таджикистана разрешения на работу: «Насколько мы знаем, в четверг ни один таджик не сумел получить разрешение на работу». Впрочем, в ФМС им пояснили, что такого приказа не было, и предположили, что это нарушения на местах. «Все это очень похоже на ситуацию, когда так же поступали с грузинами», — сказал Амин. В частности, по данным консула Грузии Зураба Патарадзе, в начале ноября 2006 года из России было выдворено не менее 2680 грузинских граждан.

Выдворение всех граждан Таджикистана, нелегально находящихся в России, может превратиться в весьма серьезную акцию.

В России примерно 100 тысяч таджиков-нелегалов, гласят данные ФМС.

По словам Ромодановского, всего в России находится один миллион таджиков, из них 10% — незаконно.

Между тем официально власти не намерены подтвердить, что это «асимметричный ответ на дело летчиков», как заявил неназванный источник агентств в МИД России.

Управление ФМС по Москве отказалось комментировать полицейские облавы, добавив, что на вопросы по этой теме теперь отвечают в ФМС РФ. В свою очередь, глава службы Ромодановский в пятницу заявил, что рейды в Москве никак не связаны с делом летчиков, осужденных в Таджикистане. По его словам, рейды не надо воспринимать как какую-то кампанию. Это «планомерная работа по выявлению граждан, которые непонятно что делают в России». Он подчеркнул также, что 200 человек из миллиона мигрантов из Таджикистана — цифра небольшая. Например, столько же таджиков-нелегалов было задержано в Москве за 10 дней новогодних праздников в январе этого года.

«За рейд обычно задерживают от 10 до 40 человек. 100—200 человек в принципе задержать реально, если начать реально работать», — заявил «Газете.Ru» Игорь Мангушев, активист организации «Светлая Русь», которая сотрудничает с ФМС и передает ей сведения о нелегальных общежитиях мигрантов.

Он рассказал, что в четверг только его организация помогла полиции задержать 40 мигрантов. Рейд был незапланированный. «Светлая Русь» решила отнести к посольству Таджикистана в России письмо с требованием освободить российских летчиков. Акция была анонсирована и, по словам Мангушева, у дверей дипмиссии их ждали полицейские, которым активисты, сотрудничающие с ФМС и предоставляющие службе данные о незаконных ночлежках нелегальных мигрантов, предложили «прям сейчас выехать на место незаконного общежития» на Тверском бульваре. «Мы вынудили полицейских поехать с нами, а когда те увидели, что там творится, то пришли в негодование», — говорит Мангушев. 40 мигрантов на двух автобусах были увезены в отделения. «Потом нам сказали, что десять человек из них будут выдворять», — похвалился активист «Светлой Руси». По его информации, незаконное общежитие в доме на Тверском бульваре сейчас расселяют.

Сотрудники ФМС пояснили «Газете.Ru», что после задержания, как правило, мигрантов везут в суд, который выносит решение об их выдворении. До этого момента мигранты вынуждены сидеть в приемнике-распределителе (в Москве он один — в поселке Северный). Выдворение обычно происходит по следующей схеме: на автобусах мигрантов везут в аэропорт и сажают в самолет до их страны. Рейс оплачивает российское государство. Суд также может указать, что нелегал должен покинуть Россию сам к определенному сроку.

Предчувствуя масштабные облавы, представители Федерации мигрантов России связались с российской миграционной службой и попросили включить их в состав групп, которые будут проводить рейды в Москве. «Мы хотим присутствовать на этих рейдах МВД и ФМС, чтобы соблюдались права граждан Таджикистана. Также мы попросили сообщать нам о любых задержаниях граждан этой страны, которые будут в ближайшее время. Я понимаю, что это спор между властями двух стран, но почему должны страдать простые люди?» — считает глава федерации.

Впрочем, другие правозащитники указывают, что сейчас тема противостояния россиян и таджиков раздувается.

Пока в конфликте России и Таджикистана «больше слухов, фольклора и эмоций», пояснила «Газете.Ru» правозащитница Гавхар Джураева, возглавляющая информационно-правовой центр «Миграция и закон», который специализируется на правовой помощи трудовым мигрантам.

«У нас три центра: мы, комитет «Гражданское содействие» и еще один международный. Жалоб на нарушение прав мигрантов не было в течение последней недели. И в связи с этими облавами к нам тоже не обратился никто. Только в среду один таджик попросил ускорить отправку его брата, который сидит в спецприемнике, на родину. Его отправят с той сотней, о которой говорили», — сказала Джураева. Также, по ее словам, на днях ей поступила одна жалоба от гражданина Узбекистана, но оказалось, что в России он действительно находится нелегально. «Вся эта кампания породила много сплетен, но объективных фактов пока нет. Тем не менее это создает огромную напряженность.

Даже многие мои сотрудники из Киргизии и других стран, находящиеся тут законно, начали нервничать.

Я не против, если ФМС в рамках дела пилотов активизирует работу по тем, кто здесь незаконно находится. Другой вопрос: кто их сделал нелегальными? Работу им дает бизнес, но если он хочет заработать на мигрантах нечестно, то давайте спрашивать и с него. Я не столько хотела бы видеть задержания мигрантов, сколько рейды по стройкам и наказания бизнесменов за использование труда нелегалов», — сказала правозащитница.

В Госдуме, наблюдая за статистикой по облавам на таджиков, надеются, что это не часть «асимметричного ответа», как кажется на первый взгляд. В частности, глава международного комитета Госдумы Константин Косачев предположил, что заявление главы ФМС и жалобы мигрантов — лишь стечение обстоятельств, к которым из-за вспыхнувшего конфликта привлечено внимание прессы, а не реакция на конфликт между двумя странами. «То, что в России есть проблема с нелегальными мигрантами, ясно из статистики, которую привел глава ФМС. Но я исхожу из того, что прямой обязанностью наших государственных структур является обеспечение законности и соблюдение правопорядка безотносительно того, как складывается политическая ситуация. Если эти люди нарушают закон, к ним надо применять меры всегда, а не тогда, когда есть предпосылки», — сказал Косачев. Он также вспомнил историю с депортацией грузин.

«Лично я был в свое время против тех мер, которые применялись в отношении грузин. Была ли это некая кампания или просто так выглядело, но выглядело это не очень здорово. Я надеюсь, что мы не пойдем по этому пути сейчас», — добавил депутат.

По словам пресс-секретаря премьер-министра России Владимира Путина Дмитрия Пескова, никаких специальных решений по поводу проведения рейдов ФМС на уровне правительства не принималось. На вопрос, можно ли расценивать эти действия как асимметричный ответ Таджикистану, Песков пояснил, что затрудняется ответить, так как не знает деталей проходящих рейдов и вопрос не относится напрямую к компетенции правительства.

По негласным правилам дипломатии вслед за депортацией таджиков следует ждать ответа со стороны Таджикистана.

Как пояснил Косачев, он надеется, что Таджикистан пересмотрит решение дела по летчикам и вердикт будет изменен. «Здесь должна быть проявлена мудрость со стороны таджикского руководства», — добавил он.

В свою очередь, советник посольства России в Таджикистане Дмитрий Кабанов отмел опасения, что ответ республики будет жестким. «Пока что я не вижу здесь враждебных действий со стороны таджиков, люди тут дружелюбные, справедливые, как народ, так и власти, — сказал «Газете.Ru» Кабанов. — Не думаю, что они будут мстить». Он напомнил, что Россия депортирует тех, кто нарушил закон. «В Таджикистане нет многочисленных россиян-нелегалов, так что подобного тут не будет», — добавил дипломат. По его словам, с момента вынесения обвинительного вердикта летчикам подвижек в деле не произошло. «Только сегодня адвокат Гулом Бобоев подал кассационную жалобу на приговор. Мы ждем дальнейшей реакции Таджикистана», — отметил Кабанов.

Политологи говорят, что конфликт России и Таджикистана — хорошая предвыборная тема.

«Она появилась в силу собственной логики конфликта, который назревал», — говорит член научного совета Центра Карнеги Андрей Рябов. — Я склонен считать, что это крайне негативное стечение разных нехороших обстоятельств». Рябов напомнил, что российские власти пытались урегулировать конфликт по-тихому, припомнив, в частности, встречу спикера Совета федерации Валентины Матвиенко со спикером таджикского парламента. «Но поняли, что в данной ситуации Россия ни в коем случае не должна проявлять слабость плюс антигастарбайтерские настроения внутри страны — так это и стало предвыборной темой», — резюмировал собеседник «Газеты.Ru».

Отдаленные последствия конфликта еще не совсем ясны, говорит Рябов. Однако он уверен, что до военного конфликта дело не дойдет. Для Таджикистана ссора с Россией более чувствительна, чем для Грузии, так как «нет в России стольких гастарбайтеров из Грузии, и бюджет Грузии не зависим настолько от гастарбайтеров», указывает эксперт. Кроме того, Таджикистан и Россия связаны военными отношениями, границу между Таджикистаном и Афганистаном охраняет 201-я российская дивизия. «Некоторые горячие головы говорят, что таджикские власти сейчас уберут 201-ю дивизию. Хорошо, они это сделают, а кем они ее заменят? Ждать помощи от других мировых центров силы не приходится, а ведь у них граница — это не граница у Грузии, которая в целом спокойна», — убежден Рябов.

По его словам, российско-таджикский конфликт напомнил ему историю трехлетней давности с задержанием в Швейцарии сына бывшего ливийского лидера Муамара Каддафи Ганнибала, который был обвинен в нападении на слуг. В ответ в Ливии начали задерживать граждан Швейцарии, и Швейцария сына Каддафи освободила. Но Россия на такой шантаж не поддастся, «тональность выбрана неподходящая», считает Рябов.

Новости и материалы
Кулеба порассуждал о справедливости, говоря о военнообязанных украинцах за границей
Подросток из Екатеринбурга угрожал сверстникам стрельбой в школе
В ЦБ описали сценарий повышения ключевой ставки
Звезда «Кухни» показал подросшего сына от Татьяны Арнтгольц
Правительство поддержит ипотеку на новых территориях и Дальнем Востоке
Оппозиция уверена, что Украина превращается в милитаристскую автократию
Суд изберет меру пресечения журналисту Forbes Мингазову в субботу
Названа дата суперфинала Кубка России по футболу
На Камчатке спасатели выехали на поиски людей в Охотском море
Мама спасшего людей в «Крокусе» подростка рассказала о звонке из администрации президента
Министр обороны Ирана рассказал о новом уровне отношений с Россией
В Польше обещали не лишать защиты украинцев без паспорта
Названа причина задержания журналиста Forbes
Правительство РФ предложило применять оружие против должников
Названы минусы внедорожника Lada Niva Travel
Названо лучшее вино для употребления с шашлыком
Нарколог Исаев: к шашлыку лучше взять безалкогольное красное вино
Шойгу рассказал об интересах России в отношениях с Пакистаном
Российский посол предупредил о возможной провокации Киева с отравляющими веществами
Все новости