Москвичей ждет очередная индексация тарифов на транспорт и услуги ЖКХ. Мэр Москвы Юрий Лужков своим постановлением утвердил тарифы на жилищно-коммунальные услуги в 2010 году. В целом по сравнению с нынешним годом они выросли на 26%. Сильнее всего с 1 января дорожают услуги по водоснабжению и водоотведению, тариф на них возрастет на 27,8%. Расценки на отопление в столичных квартирах повысятся на 24,5%. Плата за жилье возрастет на 20%. Тариф на услуги газоснабжения также вырастет почти на 20%. Ближе всего к официальной инфляции — на 14,7% — будет лишь увеличение платы за электричество. Новые цены на общественный транспорт еще не утверждены, но уже обнародованы. Цены на билеты на метро и наземный транспорт вырастут на 4 рубля (18–20%).
Во вторник на специально собранной конференции чиновники объяснили, чем обосновано такое повышение тарифов в условиях кризиса, роста безработицы и замораживания зарплат.
Как напомнила руководитель департамента экономической политики и развития города Марина Оглоблина, ранее планировалось увеличение размера платы граждан за жилищно-коммунальные услуги на 43,7%, однако решением правительства города индексы были снижены до 26%. Избежать подобного повышения тарифов было невозможно, считают руководитель департамента, уже потому, что решением Федеральной службы по тарифам цены на газ повышаются на 26%, а московские котельные и электростанции работают на газе.
«В основе всех тарифов лежат ресурсы – электричество и газ. Это решение не наше, а федеральной службы по тарифам, которое мы не можем игнорировать», — заявила чиновница. Еще один «федеральный фактор» роста тарифов – либерализация цен на электроэнергию. «В 2009 году на свободном рынке продавалось 53% энергии, в 2010 году планируется 60%, а к 2011 – полная либерализация рынка, — рассказала Оглоблина. — Это очень позитивные меры, и в конечном итоге они дадут положительный результат – снижение цен. Но пока они еще растут».
Кроме того, руководитель департамента объяснила повышение тарифов ростом социальных расходов городского бюджета.
По ее словам, размер средств, выделяемых на доплаты к пенсиям, в 2010 году увеличится по сравнению с 2009 годом на 16,1% (86,4 млрд рублей), бесплатный отпуск медикаментов — на 21% (7,6 млрд рублей), ежемесячные денежные выплаты ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным — на 12% (4,3 млрд рублей), эксплуатацию жилищного фонда — на 19% (44,4 млрд рублей). Также в бюджете предусмотрены средства на увеличение городского минимума оплаты труда. Кроме того, Оглоблина напомнила, что все московские семьи, расходы на ЖКХ у которых превышают 10% совокупного дохода, получают субсидии, в то время как в целом по стране этот показатель составляет 22%. А главное — москвичи по-прежнему оплачивают менее 70% реальных затрат на ЖКХ.
Чиновники привычно объясняют это инфляцией, ростом цен на энергоносители и ликвидацией перекрестного субсидирования (выравниванием тарифов для предприятий и населения). Отвечая на вопрос журналистов, Оглоблина сообщила, что пока вопрос о переходе к стопроцентной оплате в Москве жилищно-коммунальных услуг и эксплуатации жилья не стоит.
Не менее уважительные причины для повышения тарифов и у транспортников.
Кроме все той же энергетической составляющей в цене билета чиновники жалуются на снижение пассажиропотока на московском наземном транспорте и в метро (на 5,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Кроме того, гендиректор ГУП «Мосгортранс» Петр Иванов посетовал на тяжелый график работы предприятия: несмотря на то что 90% пассажиров пользуется транспортом в часы пик — с 9.00 до 21.00, работать и «возить воздух» приходится с 04.00 до 02.00.
А заместитель руководителя ГУП «Московский метрополитен» Татьяна Ефарова объяснила повышение цен на билеты появлением новых линий и станций метро. «Структуру тарифов определяют два основных показателя – рост цен на энергоносители и пуск новых станций, — заявила она. – А дополнительных пассажиров в метро не появится».
Правда, Оглоблина оперативно объяснила журналистам, что они, как обычно, все неправильно поняли: цены на наземный транспорт растут в связи с удорожанием электроэнергии и дизтоплива и ростом зарплаты водителей, а основной рост тарифов на метро не связан со строительством новых станций, финансируемым из городского бюджета. Частично за счет тарифов производится эксплуатация станций, замена подвижных составов и эскалаторов, а также текущий ремонт техники.
По мнению лидера «Яблока» Сергея Митрохина, проблема роста тарифов заключается в том, что деятельность всех естественных монополий непрозрачна. «Каждый год они взвинчивают тарифные цены до самого предела, но на качестве их работы это никак не отражается, – говорит он. — Я вносил в Мосгордуму закон о прозрачности естественных монополий, обязанности публиковать на официальных сайтах всю информацию о своей деятельности. В частности, на что тратятся деньги плательщиков и компаний – на ремонт газовых сетей или покупку футбольного клуба. Но моя инициатива не прошла: парламент предпочел сохранить закрытость этой сферы».
Между тем в феврале этого года в мэрии даже обсуждался вопрос снижения тарифов на ЖКХ и транспорт, а Мосгордума предлагала перепроверку тарифов естественных монополий Москвы.
На заседании профильных комиссий депутаты приняли решение обратиться в Региональную энергетическую комиссию с поручением провести обследование и экспертизу обоснованности тарифов на электро- и теплоснабжение в столице, а также расходов, инвестиционных и производственных программ и непрофильных активов. Впрочем, депутаты быстро поняли, что погорячились, и в дальнейшем не настаивали на проведении проверок. А предложение «Яблока» об установление верхнего предела заработной платы топ-менеджеров организаций-монополистов по примеру того, как это делается в условиях кризиса во всем мире, вообще было названо «безумием».