В субботу китайские космонавты впервые вышли в открытый космос. Как сообщает агентство Reuters, тайконавт (так теперь стали называть космонавтов из Китая. — «Газета.Ru») Чжай Чжиган вышел на космическую прогулку из корабля «Шэньчжоу-7» около 16.45 по пекинскому времени (12.45 мск) и продолжалась около 15 минут.
Сам Чжиган, совершавший первый в истории китайской космонавтики выход в открытый космос, заявил, что «чувствует себя хорошо и приветствует народ Китая и всех людей на Земле».
Он помахал в безвоздушном пространстве китайским флагом, установил оборудование на внешней стороне корабля и вернулся на борт.
«Шэньчжоу-7» стартовал с космодрома в провинции Ганьсу на северо-западе Китая 25 сентября. Сейчас он находится на орбите высотой 343 км , и должен проделать пять витков вокруг Земли.
Государственное телевидение Китая показывало запуск корабля в прямом эфире. Перед полетом президент КНР Ху Цзиньтао по государственному телевидению подчеркнул политическую важность миссии трех космонавтов.
«Вы справитесь с этой священной миссией. Родина и народ с нетерпением ждут вашего триумфального возвращения», — сказал он космонавтам. Примечательно, что китайские СМИ опубликовали сообщение об успешном запуске космического корабля за несколько часов до старта. В заметке подробно описывались многие детали запуска и приводились диалоги членов экипажа. Представители информагентства Xinhua, которое первым распространило сообщение о запуске, заявили, что публикация была «технической ошибкой» и отказались давать какие-либо дальнейшие комментарии по этому вопросу.
Успех миссии откроет для Китая новый этап развития космонавтики. Директор китайского космического научно-исследовательского и тренировочного центра заметил, пишет The Herald Tribune, что этот полет покажет «технические способности Китая самостоятельно готовить астронавтов».
Экипаж состоит из трех тщательно подготовленных 42-летних космонавтов: Цзин Хайпэн, Лю Бомин, Чжай Чжиган. Последний и совершил первый в истории страны выход в открытый космос.
Тайконавты тренировались в течение нескольких лет и виделись со своими семьями только по выходным.
В 1998 году для программы по подготовке космических пилотов были отобраны 14 лучших летчиков, но только шесть из них были выбраны в итоге для космических полетов, пишет Reuters. «Каждый хочет летать, но иногда желание уступает фактам», — говорит Чжиган, который не участвовал в первых двух запусках пилотируемых кораблей, но играет самую важную роль в полете «Шэньчжоу-7». Условия, в которых китайские космонавты готовятся к полетам, действительно непростые. Они живут вне дома в течение нескольких лет, питаются исключительно на подготовительной базе и обязаны скрывать свою личность.
Эксперт журнала «Новости космонавтики» Игорь Лисов рассказал «Газете.Ru», что Китай развивает свою космонавтику быстрее, чем США и Россия.
В своей пилотируемой программе, по его словам, они идут «теми же шагами, что и мы с американцами шли 40 лет назад». Но, условно говоря, «если у нас летало шесть «Востоков», то им хватило одного, наши 10-15 полетов они проходят за 4-5». Следующий запланированный полет, по данным эксперта, — стыковка на орбите. Однако летают китайцы в космос редко. Первый запуск с использованием собственных ракетоносителей Китай осуществил в 2003 году. В октябре 2005-го Китай отправил в космос двух человек на пять дней на космическом аппарате «Шэньчжоу-6». «Они хотят пока брать качеством, важными шагами», — утверждает Лисов. До 2015 года в Китае планируется 5 пилотируемых полетов и 2 беспилотных запусков, одна беспилотная мишень для стыковки и две маленькие космические лаборатории на восемь тонн массы, такого же размера, как корабль «Шэньчжоу». Кстати, эксперт заметил, что ««Шэньчжоу» — это развитие нашего «Союза и по построению, и по облику». Правда, есть одно существенное отличие. Орбитальный отсек китайского корабля «не является штатной принадлежностью корабля, меняется под каждую конкретную задачу». Кроме того, он «умеет летать автономно». «Перед выходом с орбиты корабля он отделяется и летает полгодика спокойно по своей программе», — объяснил Лисов.
Несмотря на то, что в миссии «Шэньчжоу-7» используется русский скафандр, «на равных условиях Китай работает пока только с Европой». С Россией отношения у страны в основном происходят на коммерческой основе. «Настоящим двухсторонним сотрудничеством это назвать нельзя», — считает Лисов. Потенциальным компаньоном Китая в области космонавтики, как передало AFP, может стать Япония. После запуска «Шэньчжоу-7» главный секретарь кабинета министров Такэо Кавамура заявил, что, «возможно, мы достигли момента, когда мы можем рассмотреть возможность сотрудничества с Китаем в пространственных вопросах». Лисов рассказал, что японская космонавтика не хуже китайской, «только пока нет пилотируемых кораблей». Правда, прокомментировать как-то будущее сотрудничество двух стран эксперт не смог.
Помимо тщательной подготовки, китайцы имеют особую психологию: «Для них немыслимо потерять лицо». «Ошибиться для них совершенно недопустимо, и там, где мы проверили бы три раза, они проверят 33», — добавил он. Полет, действительно, сможет подтвердить способность Китая готовить астронавтов. «Они уже заявляют об этом», — сказал Лисов.