Работа дрейфующих научно-исследовательских станций в Арктике в будущем, скорее всего, будет интегрирована с работой научно-исследовательских и экспедиционных судов, которые станут опорными дрейфующими базами для этих станций, полагает руководитель Высокоширотной морской экспедиции «Арктика-2012» Арктического и антарктического научно-исследовательского института Росгидромета (ААНИИ) Владимир Соколов.
«Будущее у дрейфующих станций, безусловно, есть. Весь вопрос в том, насколько лед в Арктике позволит реализовывать эту программу в рамках традиционных подходов. В советско-российском подходе это высадка только на дрейфующий лед, либо придется гонять туда суда, как это делают наши западные коллеги. По некоторым страховым законам в том или ином государстве нельзя пребывать на льдине выше определенного срока», — рассказал Соколов, отметив, что российское законодательство является гораздо более гибким в этом отношении.
По словам Соколова, судно будет являться неким ядром для станции, которая ведет наблюдения в Арктике. Как платформа для постоянных наблюдений ни одно судно, по сути, не подходит, так как чистоту данных обеспечивает только наблюдение в самой среде, а судно вносит в эту среду определенные возмущения. «Вмороженное» в лед судно могло бы послужить местом проживания ученых и материально-технической платформой.
«Дрейфующие станции — это даже не традиция, а технология. И если не поддерживать ее хотя бы пять-десять лет, она уйдет вместе с людьми. У наших западных коллег такой технологии нет. У них нет соответствующих подходов, культуры наблюдений. Требуется круглогодичный мониторинг за стоянием природной среды, а не эпизодические появления, которые тяжело увязать в единую картину», — подчеркнул Соколов.
Он напомнил, что Евросоюз намерен реализовать программу дрейфующей арктической станции к 2017 году, Норвегия планирует осуществить дрейф научно-исследовательского судна во льдах уже в этом году, а Канада намерена высадить группу полярников на лед на два месяца в следующем году.