Шведские и немецкие физики разработали прототип миниатюрного транзистора на основе графена и соединения кремния и углерода, для работы которого не требуются металлические электроды, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на публикацию в журнале Nature Communications.
Максимальная производительность обычных кремниевых интегральных схем и их графеновых «наследников» ограничивается так называемыми токами утечки - несанкционированным движением электронов через транзисторы в выключенном состоянии. Дальнейшая миниатюризация кремниевых транзисторов крайне затруднена из-за роста токов утечки.
Группа физиков под руководством Хайко Вебера из университета Фридриха-Александра в городе Эрланген (Германия) предложила свой вариант решения этой проблемы - транзистор на базе графена и карбида кремния. Данное устройство представляет собой аналог обычного полевого транзистора с несколькими существенными изменениями. Во-первых, роль металлических электродов в изобретении Вебера и его коллег играют небольшие полоски графена, соединенные с полупроводником - карбидом кремния.
Как отмечают исследователи, функции фрагментов графена зависят от типа соединения между ними и углеродно-кремниевой подложкой. Так, если между графеном и полупроводником существует прочная химическая связь, то контакт между ними способен проводить электрический ток. При отсутствии таких связей полоска графена превращается в так называемый барьер Шоттки.
Барьером Шоттки называется феномен, возникающий при контакте полупроводника с пластинкой из некоторых металлов. Высокая электропроводность металла и относительно низкая проницаемость полупроводника создают особый барьер на границе контакта, ускоряющий движение электронов из полупроводника в металл и препятствующий обратному току электричества. Данное свойство широко используется при создании выпрямителей тока, диодов и некоторых электронных приборов.
Вебер и его коллеги воспользовались этим эффектом и создали транзистор из двух химически связанных полосок графена и одного графенового барьера Шоттки. В этом случае проводящие кусочки графена играли роль входа и выхода транзистора, а барьер Шоттки выступал в качестве затвора, управляющего проводимостью устройства.
Физики собрали экспериментальный прототип транзистора и проверили его работу при разных температурах и напряжениях. По их словам, графеново-карбидный транзистор обладает достаточно низкими токами утечки при комнатной температуре - отношение силы тока во «включенном» и «выключенном» состоянии составляет 12 тысяч к одному. При уменьшении температуры до минус 53 градусов Цельсия эта пропорция достигает внушительных 74 тысяч к одному.
Как утверждают ученые, данные транзисторы способны работать на высоких частотах - от одного мегагерца и более. Вебер и его коллеги полагают, что улучшение свойств графенового барьера Шоттки позволит достичь более высоких частот и поможет графеновой электронике потеснить ее кремниевых конкурентов в будущем.