Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

ТВ не место для морали

Учёные доказали, что телевизионные новости не способны воспитывать мораль. Сообщения в них слишком быстро сменяют друг друга, не оставляя времени дать им эмоциональную оценку, а ведь именно на основании осмысления таких оценок формируется система ценностей.

В результате электронные средства массовой информации, которые выдают сообщения в скоростном потоковом режиме, смещают моральные ориентиры людей. Относится это, разумеется, не только к ТВ, но и к радио, и интернету, а также социальным сетям вроде Facebook или Twitter.

Быстрая смена тем не даёт достаточно времени на выработку эмоциональной реакции в ответ на проявление моральных качеств других людей. Вместе с тем, раз возникнув, такие чувства длятся намного дольше, чем эмоциональные реакции в ответ на физическое превосходство или физическую боль, формируя моральный облик людей.

«Мы разделяем добро и зло, во многом опираясь на возникающие в нас чувства сопереживания или восхищения. Как показало наше исследование, проявление этой очень глубокой физиологической реакции, позволяющей нам дать определение гуманности, требует достаточно много времени», – отмечает Ханна Дамазио из Университета американского штата Южная Каролина, слова которой приводит РИА «Новости».

Эти чувства затрагивают те же базовые нервные узлы, что отвечают за сочувствие другим людям, когда те показывают признаки физической боли, или за возникновение восхищения их физическими возможностями. И в случае физической боли люди способны эмоционально среагировать за доли секунды.

Чтобы появилось понимание душевной боли или восхищение добродетелью, требуется гораздо больше времени – 7–8 секунд, пишут учёные в статье, опубликованной в последнем номере Proceedings of the National Academy of Sciences. Если при этом мы продолжаем получать поток все новой и новой информации, эти чувства могут так и не возникнуть, что обязательно скажется на моральном облике человека.

В своей работе ученые предложили группе добровольцев несколько историй, основанных на реальных событиях, которые должны были вызвать у людей чувство восхищения моральными качествами или физическими возможностями людей, а также чувство сострадания людям, испытывающим моральную или физическую боль.

Исследование активности мозга волонтёров показало, что восхищение физическими возможностями и сочувствие физической боли вырабатываются в мозге людей практически молниеносно, тогда как эти же чувства в ответ на истории о превосходных моральных качествах или моральном страдании требуют от 6 с до 8 с для полного проявления.

«Особенно подвержены такому негативному влиянию дети, чей мозг находится в стадии развития. Наибольший вред их моральному облику, таким образом, могут нанести новостные телепередачи и видеоигры, в которых одна сцена насилия и жестокости быстро сменяется другой», — считает ведущий автор исследования Мэри Элен Иммордино-Янг.

Новости и материалы
Памятник советским солдатам сбросили с постамента в украинском Ровно
Школьница упала с лошади и очутилась в реанимации с разрывом почки
Эрдоган приедет в США в следующий раз
Ведущие пловцы мира готовят многомиллионный иск против WADA
Казанская полиция нашла дома у наркокурьера таз с мефедроном
В Пентагоне ушли от ответа на вопрос, может ли Украина победить Россию
ФИБА продлила отстранение российских спортсменов
ВСУ атаковали два детских сада Запорожской области
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Ушедшую на почту и пропавшую певицу два дня ищут в Перми
Ученые научились предсказывать артрит по анализу крови задолго до его появления
Глава Гагаузии призвала главу МВД Молдавии уйти в отставку
Суд в Москве получил жалобу защиты Тимура Иванова на его арест
Авария с Audi и BMW произошла на пересечении улиц в Челябинске
На Украине усиливают цензуру в ожидании негативного развития событий
Судья Федотов: игрока ЦСКА надо было удалить в матче со «Спартаком»
В художественной гимнастике переименовали элементы, названные в честь россиянок
Новая Nintendo Switch получит магнитные держатели контроллеров
Все новости