Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Нет прощения без прошения

Дмитрий Медведев отказался от права миловать заключенных без их просьбы

Дмитрий Медведев отказал в праве на помилование без раскаяния, которое было обосновано группой юристов-конституционалистов. Правоведы считают, решение президента ограничивает конституционное право осужденных. Решение касается списка президентского совета по правам человека, который включает Михаила Ходорковского и еще 31 заключенного.

Президент России Дмитрий Медведев поставил отрицательную резолюцию на экспертное заключение по институту помилования, в котором обосновывается тезис о том, что глава государства имеет право помиловать любого заключенного, не дожидаясь от него ходатайства, сообщил РИА «Новости» глава совета по правам человека Михаил Федотов.

«Президент с ним (экспертным заключением) не согласен. Президент в своей резолюции указал, что он не понимает, почему он должен миловать человека, который у него не просил о помиловании», — рассказал Федотов.

Президенту было представлено мнение десяти специалистов в области конституционного права, напомнил Федотов. «Он с ними не согласился», — констатировал глава СПЧ.

«Экспертное заключение о правовом смысле института помилования» было передано Медведеву в ходе его последней встречи с членами совета по правам человека 15 марта в Самарской области.

В заключении говорилось, что акт помилования может издаваться президентом «без ходатайства, без согласия, без одобрения и даже вопреки воле осужденного».

О том, что президент имеет право помиловать любого заключенного, не дожидаясь от него соответствующего прошения, ранее неоднократно говорили адвокаты экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева. Того же мнения придерживается член президентского совета по правам человека, судья конституционного суда в отставке Тамара Морщакова. По ее мнению, указ президента от 2001 года, описывающий процедуру помилования, находится в противоречии с Конституцией: указ, которым часть функций в процедуре передана региональным комиссиям по помилованию, ограничивает право осужденных на обращение к главе государства.

«Это конституционное право, которое не может быть ограничено в соответствии со статьей 56 Конституции. Но никто же не проверял этот указ на соответствие Конституции. Есть принцип: конституционные права никогда не толкуются ограничительно. Они могут толковаться только расширительно. Это принцип не только наш, но и международный», — поясняла свою позицию Морщакова.

Необходимость признания вины осужденным в прошении о помиловании Морщакова называла «явным ограничением права на помилование». «Он не должен быть заставляем признать вину, чтобы обратиться за помилованием. Другое дело, что указ президента может выражать его личную позицию. Он считает, что миловать нужно только таких, которые признают свою вину. Но тогда он исходит из того, что все судебные ошибки у нас исправляются. А у нас ошибки не исправляются», — поясняла правозащитница.

Реформировать институт помилования, упростив процедуру обращения осужденных к президенту, совет по правам человека также предлагал президенту в декабре, после представления экспертного заключения о втором деле Ходорковского — Лебедева, где говорилось о невиновности фигурантов дела ЮКОСа по предъявленным им обвинениям в хищении нефти и легализации части средств от ее реализации. Правозащитники указывали, в частности, на необходимость исключения пункта о признании вины из прошения о помиловании, а также расширить круг лиц, которые могут обращаться к президенту с таким прошением (сейчас его может подавать тольк сам заключенный). «Никто не должен свидетельствовать против себя», — пояснял логику совета Федотов.

О праве президента на помилование осужденных говорится в пункте «в» статьи 89 Конституции России: «Президент Российской Федерации осуществляет помилование». Конституция не предполагает никаких действий со стороны осужденных, однако Медведев неоднократно давал понять, что намерен ориентироваться на указ, изданный его предшественником Владимиром Путиным, и будет дожидаться от осужденных прошений о помиловании.

Ходорковский и Лебедев неоднократно отказывались просить о помиловании именно из-за того, что оно предполагает признание вины.

В начале февраля, в разгар многотысячных митингов «За честные выборы» в Москве, где также требовали освобождения политических заключенных, рабочая группа по гражданскому участию в судебно-правовой сфере совета по правам человека предложила президенту помиловать более 30 осужденных и обвиняемых по уголовным делам. В списке были перечислены пять ученых, 12 предпринимателей, пять обвиняемых в причастности к террористической деятельности и восемь гражданских и политических активистов, в частности, член «Другой России» Таисия Осипова. В этот же список были включены бывшие руководители ЮКОСа Михаил Ходорковский и Платон Лебедев.

«Мы считаем, что, если были сбои судебно-следственные, если были допущены ошибки, их нужно исправлять не только нормативно, но и человечески, и гуманно», — сказал журналистам член рабочей группы, директор Института прав человека Валентин Гефтер. Спустя несколько дней после этого еще один список незаконно осужденных был передан в совет по правам человека организаторами митингов «За честные выборы». Насколько можно было судить, списки правозащитников и митингующих во многом пересекались.

Во второй половине февраля с просьбой о помиловании Ходорковского к Медведеву обратились члены Русского ПЕН-центра (Ходорковский — почетный член ПЕН-центра). Писатели напомнили, что Ходорковский был признан узником совести «Международной амнистией», и предложили уходящему президенту «оставить добрую память о себе как о государственном деятеле», помиловав экс-руководителя ЮКОСа.

В ходе президентской предвыборной кампании: почти все кандидаты дали обещание освободить Ходорковского и Лебедева сразу после избрания. Фаворит гонки Владимир Путин также затронул тему досрочного освобождения экс-руководителей ЮКОСа, правда, как и Медведев, он лишь обещал рассмотреть их прошения о помиловании, указав, что они до сих пор не признали своей вины. Тем не менее многие эксперты не исключали, что либо уходящий президент Медведев, либо Путин могут помиловать осужденных предпринимателей, чтобы подать обнадеживающий сигнал бизнесу и общественности.

Ожидания подогревались и самим Медведевым: сразу после президентских выборов 5 марта он поручил Генпрокуратуре проверить обстоятельства осуждения ряда лиц, в том числе Ходорковского и Лебедева. Генпрокуратура отрапортовала об исполнении поручения в понедельник, 2 апреля. Результаты проверки пока неизвестны.

Новости и материалы
Серега рассказал, что поменял бы в творчестве Shaman
Матч между ЦСКА и «Спартаком» назвали бездарным зрелищем
Названа стоимость нового кроссовера Duster
В ЦБ РФ назвали последствия выдачи «бесплатных денег» отдельным отраслям экономики
Москвичей предупредили о похолодании в начале мая
Набиуллина сообщила, как ЦБ собирается бороться с мисселингом
В Коми полицейские заставляли невиновных писать явки с повинной и «раскрыли» так 16 дел
Польский генерал сообщил об одной из главных целей ВС РФ на Украине
Россиянка дала соседке телефон для вызова скорой, но та его продала
Эминем планирует избавиться от своего альтер эго в новом альбоме
Пьяный россиянин изнасиловал девятилетнюю девочку, пока ее матери не было дома
Политолог заявил о последствиях отказа ВСУ от танков Abrams
В ЦБ сообшили о переходу к сбалансированному росту во II квартале
В Брянской области умерла раненная при атаке дрона женщина
Разработчики S.T.A.L.K.E.R. 2 выпустили новый короткий трейлер
В ЦБ задумались над дополнительным регулированием платежей на маркетплейсах
Мужчина, пытавшийся потушить Вечный огонь на Поклонной горе, оказался на скамье подсудимых
Титов назвал футболиста «Спартака», который не соответствует уровню клуба
Все новости