Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Мы не хотим, чтобы Россия стала вторым Египтом»

Евродепутат Кристина Оюланд рассказывает, за что Европарламент хочет наказать Россию

В четверг в Европарламенте будет принята жесткая резолюция «О верховенстве закона в России», обещает евродепутат Кристина Оюланд, инициировавшая рассмотрение этого вопроса. Также могут быть расширены «черные списки» российских чиновников, которым запрещен въезд в страны Евросоюза, за счет новых перечней — так называемого «списка Немцова», составленного российским оппозиционером. Первый номер «списка Немцова» — премьер Владимир Путин, который на следующей неделе отправится в Брюссель на встречу с руководством Еврокомиссии.

— Госпожа Оюланд, вы только что вернулись с пресс-конференции российского оппозиционера Бориса Немцова в Страсбурге. Это третий представитель российской оппозиции, который был приглашен в Европарламент. До него у вас побывали председатель партии «Яблоко» Сергей Митрохин и коллега Немцова по создающейся Партии народной свободы Михаил Касьянов. Что нового вы услышали?

— Я председательствовала на встрече группы АЛДЕ (Альянс либералов и демократов в Европе – «Газета.Ru») и рабочей группы по российским вопросам с Немцовым. Во-первых, я и мои коллеги считаем чрезвычайно важным, что такие оппозиционные лидеры как Борис Немцов, Михаил Касьянов, Владимир Рыжков и Владимир Милов создают коалицию, новую партию. Это дает нам надежду на объединение оппозиционных демократических сил в России и позволяет с гораздо большей легкостью выражать свою поддержку демократическим преобразованиям в России. Несмотря на политические противоречия между европейскими партиями, социалистами, консерваторами, либералами, у нас есть общее понимание важности существования в России демократической силы, которая могла бы пользоваться европейской поддержкой. Сейчас самым важным является обеспечение участия демократических сил в выборах в России, и для всех нас это единая задача. Теперь мы будем пристально наблюдать за процессом регистрации этой партии.

— Многие в России воспринимают такую поддержку как вмешательство во внутренние дела суверенного государства.

— Это не вмешательство, это абсолютная демагогия. Я не могу согласиться с такой постановкой вопроса. Россия – член Совета Европы, она подписала Европейскую конвенцию о защите прав человека, международный документ. Никто в России не может сказать, что то, что касается фундаментальных прав — свободы слова и прессы, свободы собраний, свободы создания ассоциаций, таких как политические партии, свободы участия в выборах — касается только России. Это не внутреннее, а международное дело. Все, кто пытается с этим спорить или обвинять Европарламент во вмешательстве, занимаются абсолютно типичной демагогией. Мы будем очень внимательно следить за процессом и будем оказывать давление в вопросе регистрации как этой демократической коалиции, так и других политических партий, которые, возможно, будут создаваться в России для участия в выборах.

— Вы один из инициаторов вынесения на обсуждение в Европарламенте резолюции «О верховенстве закона в России». До сегодняшнего дня было как минимум пять альтернативных вариантов этой резолюции, предложенных разными политическими силами. Каков будет итоговый документ?

— У нас есть окончательный проект, который обсуждался во вторник всеми фракциями, и теперь на голосование будет поставлена единая резолюция, включая разные предложения от разных групп. Инициатива действительно исходила от АЛДЕ, и она была поддержана группой «зеленых». Важно подчеркнуть, что мы начали готовить эту резолюцию еще в январе, но из-за невозможности поставить документ на голосование из-за загруженности Европарламента нам пришлось отложить весь процесс примерно на месяц.

— Издание EuObserver.com выражало сомнение, что резолюция пройдет, учитывая, что две крупнейшие группы в Европарламенте, Европейская народная партия и социалисты, выказывали озабоченность возможным осложнением отношений между Россией и ЕС накануне визита в Брюссель 24 февраля премьер-министра Владимира Путина.

— Это не так. Обе эти группы поддержали единый проект резолюции. Нет сомнений, что резолюция пройдет в Европарламенте в четверг утром. И вы правы, мы как раз хотим послать сигнал господину Путину, его друзьям в Кремле: «Мы серьезны. Мы хотим видеть Россию важным партнером, но в то же время партнером демократическим. Мы не хотим иметь дело с Россией, которая попирает демократию». Я бы очень хотела, чтобы в конце концов Евросоюз и Россия пожали друг другу руки, основываясь на принципах демократии, а не используя силу или игнорируя общие стандарты и ценности.

— Российские дипломаты накануне обсуждения проекта резолюции объявили, что Москва готовит «контрмеры», и достаточно жесткие. В чем отношения могут испортиться?

— Могу сказать, что это не первая резолюция, которую принимает Европарламент в отношении проблем России. Только в декабре мы приняли резолюцию касательно так называемого «списка Магнитского». На днях мы возвращались к обсуждению этого вопроса. Европейский союз продолжит подталкивать Россию к соблюдению общих стандартов, и я очень рассчитываю, что российское правительство расценит наши действия не как недружелюбные, а как дружескую попытку найти общий язык. Мы не хотим видеть Россию вторым Египтом или вторым Тунисом. Мы хотим видеть Россию сильным партнером, на которого можно было бы положиться и который бы соблюдал демократические принципы.

— Каковы перспективы этой резолюции, учитывая, что общеевропейская дипломатия все-таки вотчина исполнительной власти ЕС, Еврокомиссии и Европейского совета?

— В проекте резолюции есть весьма четкие указания для Еврокомиссии и Европейского совета, касающиеся беспокоящих нас вопросов. И если российское правительство не пойдет навстречу нашим пожеланиям в этих вопросах, мы будем ожидать от Еврокомиссии отчета перед Европарламентом насчет того, какие меры в отношении России могут быть приняты, если Россия не будет соблюдать свои международные обязательства и даже свою Конституцию в отношении своих граждан.

— Последний вопрос касается тех мер воздействия, о которых можно говорить уже обстоятельно. Я имею в виду запрет на выдачу въездных виз российским чиновникам — фигурантам «списка Магнитского». Эта санкция уже введена в действие?

— Есть не только «список Магнитского». Мы получили «список Немцова», у нас уже есть «список Ходорковского». Таким образом, у нас уже есть как минимум три списка лиц, которых можно подозревать в нарушении прав человека в России, но, так как я не представляю дипломатическую службу какой-либо страны ЕС, я не могу ничего сказать насчет введения в действие этих санкций. Вы знаете, в дипломатической практике необязательно извещать заранее того, кому будет отказано в визе.

Новости и материалы
Арестованный замминистра обороны Иванов жил на Рублевке в особняке
Лукашенко освободил Косинца от должности своего помощника
Ученые выяснили, что потепление Арктики смягчает пылевые бури в Азии
Стало известно, как дрожащие руки влияют на риск деменции
В США сравнили помощь Украине и российскую военную мощь
Найден способ лечения рака без тяжелых побочных эффектов
Каждый второй россиянин стал подписчиком онлайн-кинотеатров
Экс-игрок «Зенита» сомневается в очередном чемпионстве команды
Российские космонавты развернули радиолокатор в открытом космосе
Курганец предпочел отправиться в колонию вместо обязательных работ на воле
Шойгу прибыл с рабочим визитом в Астану
Найдены пищевые добавки, связанные с риском диабета
Игрок клуба РПЛ рассказал о накопившейся злости на «Зенит»
Путин и члены РСПП остались довольны встречей
Песков рассказал будет ли РФ расширять буферную зону безопасности
Минкульт определил, каких фильмов не хватает россиянам
Ольга Орлова нашла кормящую кошку для подброшенных котят
Неадекватный россиянин крушил прилавки, угрожал покупателям ножом и сжег магазин
Все новости