Российская система контроля космического пространства не зафиксировала выведения на орбиту северокорейского искусственного спутника, сообщил «Интерфаксу» высокопоставленный представитель российского Генштаба. «С большой долей вероятности можно утверждать, что спутника там просто нет», — сказал источник в Минобороны РФ РИА «Новости».
Об успешном запуске телекоммуникационного спутника «Кванмёнсон-2» («Яркая звезда») с помощью ракеты «Ынха-2» («Млечный путь») в минувшее воскресенье сообщило Центральное северокорейское информагентство (ЦТАК). Факт запуска ракеты подтвердили японские и южнокорейские военные.
Затем данные резко разошлись: по информации северокорейских СМИ, спутник сразу же начал транслировать на землю «песни о полководце Ким Чен Ире», американские и южнокорейские военные заявили, что запуск прошел неудачно: ракета-носитель не достигла орбиты и упала в Японское море вместе с грузом.
В воскресенье ночью по инициативе Японии для экстренных консультаций по поводу происшедшего собрался Совет Безопасности ООН. Постпреды США, Китая, Великобритании, Франции, России и посол Японии при ООН обсуждали резолюцию, которая бы выражала общее отношение к северокорейским экспериментам в космосе. Консультации проходили в закрытом режиме, однако вскоре стало известно о расколе между участниками. По одну сторону баррикад, как это часто бывает, оказались США, Великобритания, Франция и Япония, призывавшие однозначно осудить Северную Корею. «Вопрос не в том, что именно было запущено. Важен сам факт запуска баллистической ракеты. Это является прямым нарушением резолюции Совета Безопасности ООН 1718, которая запрещает КНДР новые ядерные испытания или запуск баллистических ракет», — заявила журналистам Сьюзан Райс, постоянный представитель США при ООН, передает телеканал «Вести».
Представители России и Китая призывали коллег к осторожности: «Решение Совета Безопасности по этому вопросу должно быть взвешенным и осторожным. Это наша позиция. Мы всегда готовы к дальнейшему конструктивному и ответственному диалогу с нашими коллегами при любом решении Совбеза», — заявил Чжан Есуй, постоянный представитель Китая при ООН. Китайский представитель настоял на том, чтобы в будущей резолюции не упоминалось даже названия спутника и ракеты-носителя, поскольку никакой достоверной информации об их судьбе до сих пор нет.
Как сообщала «Газета.Ru», ранее против орбитальных устремлений Северной Кореи активно выступали американские, южнокорейские и японские власти. В Японии и Южной Корее считали, что под видом запуска спутника КНДР намеревалась провести испытания новой баллистической ракеты. Министр обороны Японии Ясукадзу Хамада отдал приказ сбить северокорейскую ракету или ее элементы, если они будут падать на японскую территорию. Кроме того, в Японском море дежурили корабли ВМС США, Южной Кореи и Японии, снабженные электронными системами слежения и наведения. «Озабоченность ситуацией» выразили и в Китае. Северная Корея 1 апреля уже пообещала нанести по Токио ответный удар, если Япония собьет ее ракету.
В доказательство серьезности своих намерений КНДР в минувший четверг разместила свои истребители МиГ-23 вдоль восточного побережья Корейского полуострова, вблизи границы с Южной Кореей. «Если Япония предпримет провокацию и собьет ракету, то вооруженные силы КНДР будут рассматривать это как серьезный отголосок Второй мировой войны, которую вели японские милитаристы, который прозвучит через 60 с лишним лет после ее окончания. КНДР ответит на это самыми мощными военными способами», — говорится в заявлении агентства ЦТАК.