Багдадский суд в четверг приговорил иракского журналиста Мунтазера аль-Зейди к трем годам лишения свободы за то, что тот на пресс-конференции в декабре прошлого года метнул в тогда еще президента США Джорджа Буша-младшего свои ботинки, сообщает Reuters.
Суд счел, что журналиста можно признать виновным в нападении на главу иностранного государства, однако избрал относительно мягкое наказание — за эту статью иракцу грозило до 15 лет лишения свободы.
Аль-Зейди свою вину не признает, о чем заявил в начале сегодняшних слушаний. «Моя реакция была естественной, как у любого иракца», — цитирует его BBC. Он пояснил, что просто выразил взгляды своего народа, чье возмущение вторжением американских войск в Ирак в 2003 году и его последствиями сильно и сейчас. Адвокаты настаивали, что действия аль-Зейди никак не угрожали Бушу.
Главный защитник журналиста Диаа аль-Саади назвал приговор «жестоким и не соответствующим закону», приводит его слова Reuters. Он добавил, что защита намерена в ближайшее время обжаловать вынесенный вердикт. Брат осужденного Удэй аль-Зейди назвал приговор «политически мотивированным».
Корреспондент телеканала «Аль-Багдадия» аль-Зейди прославился своим поступком 14 декабря 2008 года во время совместной пресс-конференции Буша и иракского премьера Нури аль-Малики в Багдаде. Тогда аль-Зейди кинул в Буша свои ботинки 43-го размера со словами: «Это тебе прощальный поцелуй, собака... от вдов, сирот и всех убитых в Ираке». Буш легко увернулся от обоих башмаков и в целом спокойно отреагировал на действия корреспондента.
Журналист был задержан на месте и сразу же арестован. Его дело отправили в Центральный уголовный суд Ирака — инстанцию, занимающуюся терроризмом и преступлениями против общественной безопасности. Представлять интересы журналиста вызвались более сотни адвокатов из арабских стран. В Ираке и других странах прошли многочисленные акции в поддержку корреспондента.
Богатый саудовский землевладелец Хасан Махафа заявил о желании купить за $10 млн те самые ботинки, правда, оказалось, что ботинки уже уничтожены, а египтянин Саад Гумаа пообещал выдать за аль-Зейди 20-летнюю дочь Амаль. В саду одного из иракских благотворительных фондов в Тикрите появился трехметровый памятник ботинку. Изваяние было сделано из стеклопластика, покрашенного под бронзу, а потому властям не составило труда демонтировать памятник на следующий же день после его установки.