Главная интрига выборов в парламент Израиля (кнессет) не в том, кто получит больше депутатских мандатов. Во вторник победу, согласно данным всех социологических опросов, одержит правая партия «Ликуд» во главе с экс-премьером Беньямином Нетаньяху. Однако ее преимущество над правящей партией «Кадима», лидером которой является министр иностранных дел Ципи Ливни, составит лишь 2–3 мандата.
После выборов Ливни или Нетаньяху предстоит сформировать правящую коалицию. Шансы лидера «Ликуда» выглядят предпочтительнее, однако состав будущего правительства может быть разным.
Благодаря низкому избирательному барьеру (2%) на места в 120-местном кнессете претендуют как минимум 12 партий. Фавориты «Ликуд» и «Кадима» получат 25–27 и 22–25 мандатов соответственно. На третье место могут выйти как левая партия «Авода» (14–17), так и ультраправый«Наш дом - Израиль» (НДИ) Авигдора Либермана (18–20).
По сравнению с нынешним составом кнессета в новом парламенте ухудшатся позиции «Кадимы» и «Аводы». Виной этому неудачные военные кампании против ХАМАС и «Хезболлах», а также коррупционные скандалы, связанные с премьером Эхудом Ольмертом. Из-за падения популярности в народе и внутри партии он был вынужден уйти в отставку и назначить досрочные парламентские выборы.
Партия Нетаньяху, напротив, увеличит свое представительство в кнессете более чем в два раза. Серьезный рывок совершил и Либерман, за партию которого голосуют выходцы из бывшего СССР. Русская община Израиля может сыграть ключевую роль в формировании коалиции.
По словам 20-го номера избирательного списка «Ликуда» Зеева Элькина, «когда внутренняя ситуация в Израиле неоднозначна, голоса русскоговорящих репатриантов всегда оказываются решающими». «Русская община определит своим голосованием около 20 мандатов, 9–10 из которых отойдут НДИ, а еще 5 — «Ликуду», — сказал Элькин «Газете.Ru». «Наши бывшие соотечественники и так вызвали значительное поправение израильской политики, а теперь на фоне разочарования от военной операции в Газе смогут стать настоящей «партией войны», отобрав эту роль у Нетаньяху», — считает главный научный сотрудник ИМЭМО Георгий Мирский.
Самым простым вариантом для коалиции Нетаньяху станет объединение с союзниками по правому флангу — религиозной партией ШАС, претендующей как минимум на 10 мандатов, и Либерманом. Однако духовный лидер ШАС раввин Овадья Йосеф накануне выборов заявил, что «каждый, кто голосует за Либермана, придает силы сатане». Как рассказал «Газете.Ru» Мирский, в результате такого союза Израиль займет максимально жесткую позицию в отношении палестинцев, забыв о принципе «мир в обмен на земли».
По данным источников израильских СМИ, Либерману может быть предложен пост министра обороны.
Если результаты Либермана окажутся ниже прогнозируемых и третье место достанется «Аводе», Нетаньяху может предложить лидеру партии Эхуду Бараку остаться на посту министра обороны, а взамен войти в состав коалиции.
Не исключен и вариант, при котором у власти может остаться коалиция «Кадимы» и «Аводы». По мнению газеты The Jerusalem Post, это фактически единственный шанс для Ливни возглавить правительство.
Правда, для этого в коалицию придется позвать и Либермана, а представить его в одном правительстве с левыми трудно. Такой расклад, по мнению Мирского, наиболее предпочтителен с точки зрения перспектив ближневосточного урегулирования. «Однако он маловероятен, несмотря даже на то, что «Кадима» сокращает свой отрыв от партии Нетаньяху», — считает эксперт.
Наконец, есть и четвертый вариант, о котором говорят как Ливни, так и Нетаньяху: создание правительства народного единства. Лидер «Ликуда» назвал его отсутствие в 1996–1999 годах, когда он был премьером, главной ошибкой его политической карьеры. Элькин тоже «заинтересован в создании широкого правительства с участием всех партий правого национального блока, центра и даже левого блока, если тот покажет убедительные результаты».
По мнению Мирского, такой формат «будет половинчатым и недееспособным, ведь партии придерживаются слишком разных точек зрения на то, как дальше вести себя на переговорах с палестинцами». Впрочем, Элькин говорит, что стратегия «Ликуда» после прихода к власти будет строиться на «экономическом и административном укреплении ПНА», что едва ли сильно противоречит взглядам членов «Кадимы». Другое дело, что Ливни едва ли откажется от своих амбиций, а на принцип ротации премьерского кресла оба политика не согласны.
Не стоит забывать и о роли президента Израиля Шимона Переса, который по традиции называет политика, которому доверит право формировать коалицию (обычно им становится лидер победившей партии). Учитывая падение рейтинга «Ликуда» в последнюю неделю перед выборами, итоговый результат партий Нетаньяху и Ливни может быть фактически одинаковым. В этом случае Перес наверняка поручит создание коалиции более близкой ему по убеждениям «Кадиме».