Предположительно, в среду, 28 января, Госдума рассмотрит проект поправки в свой регламент, согласно которым все поступающие в нижнюю палату парламента законопроекты будут направляться на предварительную экспертизу в Общественную палату.
Дело в том, что по существующему порядку члены Общественной палаты получают законопроекты лишь после соответствующего запроса и происходит это крайне редко.
На деле Общественная палата почти не участвует в принятии Думой законов.
Поправки подготовлены профильным комитетом по регламенту и организации работы Госдумы, утверждает пресс-служба фракции «Единая Россия». Однако член комитета коммунист Валерий Рашкин заверил «Газету.Ru», что предложение готовилось в администрации президента как часть реализации послания Федеральному собранию и в комитете не обсуждалось.
В послании Федеральному собранию 5 ноября Дмитрий Медведев в числе пунктов своей политической реформы назвал «необходимость принятия дополнительных мер по привлечению к законотворческому процессу представителей Общественной палаты РФ».
Вопрос о предварительной экспертизе законопроектов члены Общественной палаты поднимали еще 19 марта в ходе встречи с тогда только что избранным президентом.
В Думе расширение полномочий ОП одобряют не все. Фракция КПРФ осудила инициативу, утверждает Рашкин.
«Это отвлечение от оперативной работы Госдумы: экспертизу законопроектов будут проводить непрофессионалы, без юридического образования», — полагает Рашкин.
К тому же, по его мнению, экспертиза еще больше затормозит процесс принятия законов.
После принятия поправок объем работы ОП должен резко вырасти. Дело в том, что за одну только осеннюю сессию 2008 года депутаты Госдумы рассмотрели 467 законопроектов, и еще почти столько же в палату было внесено. С подобным объемом работы могут столкнуться 126 членов Общественной палаты. Однако член ОП адвокат Генри Резник пояснил «Газете.Ru», что палата будет рассматривать не все законопроекты, а лишь те, экспертизу которых захочет провести сама.
Общественной палате будут установлены определенные сроки для оценки инициативы, и депутаты обязаны будут учитывать заключение во время обсуждений на пленарных заседаниях. Резник объяснил необходимость нового порядка тем, что, например, некоторые законопроекты принимались «в спринтерском темпе» и Общественная палата по техническим причинам не могла вовремя подвергнуть их экспертизе.
«Так, например, было с позорным законопроектом по отмене суда присяжных для определенных категорий дел», — привел пример член ОП.
Теперь же общественники получат больше времени и возможностей для оценки законодательных инициатив.
«ОП изначально задумывалась как консультативный орган, и, если сейчас появилась необходимость каких-то поправок для того, чтобы орган начал функционировать, получается, что до этого ОП экспертизой не занималась и существовала два года, не выполняя главных функций», — удивляется независимый политолог Дмитрий Орешкин. По сути, ОП — это попытка создания одного бюрократического органа для контроля за другим бюрократическим органом, считает он. «В конечном итоге это выльется в то, что у законопроектов появятся собственные лоббисты и в Общественной палате», — прогнозирует Орешкин.