В среду Верховный суд Дагестана приступил к рассмотрению дела об убийстве Фарида Бабаева – лидера регионального отделения партии «Яблоко». Киллер расстрелял его в подъезде дома 21 ноября 2007 года – в канун выборов в Госдуму. От полученных ранений спустя три дня Бабаев скончался в больнице. Заказчик преступления следствием не установлен. На скамье подсудимых – Расил Мамедризаев, которого следствие считает непосредственным исполнителем убийства, и его сообщник Сеферали Сефимирзоев. Уроженцы селения Мискинджа Докузпаринского района республики обвиняются в совершении убийства по найму в составе организованной преступной группы.
В материалах дела фигурирует также третий член преступной группы – Седредин Канберов. По версии обвинения, именно он приобрел оружие для убийства и передал деньги за совершенное преступление.
В ходе предварительного следствия Мамедризаев дал признательные показания и назвал заказчиком преступления Абаса Абасова — сына главы Докузпаринского района Керимхана Абасова. Однако потом он отказался от показаний, и на заседании его защитник Назим Абдуллаев заявил о полной невиновности своего подзащитного. Сеферали Сефимирзоев также не признал себя виновным.
По ходатайству подсудимых уголовное дело рассматривается с участием присяжных заседателей.
Суд смог отобрать коллегию только с пятой попытки – приглашенные кандидаты в присяжные не являлись на отбор. По утверждению родственников погибшего, многие из тех, кто мог бы выступить в суде в качестве свидетелей, отказываются делать это из страха. А гособвинитель по делу Гусейн Алилов объявил присяжным, что несколько свидетелей будут давать свои показания под псевдонимами.
В среду гособвинитель огласил для присяжных обвинительное заключение, были также допрошены потерпевшие и два свидетеля обвинения.
Брат погибшего политика Артур Бабаев, выступающий на процессе в качестве потерпевшего, заявил суду, что считает причиной гибели Фарида его деятельность в качестве лидера дагестанского «Яблока»:
— Личных врагов у нашей семьи никогда не было. Убийство связано с его правозащитной деятельностью. Оно было неожиданным для нас: нам, младшим братьям, Фарид никогда не говорил ни о каких угрозах. Уже на похоронах друзья брата рассказали, что Фариду кто-то звонил, говорил: «Не нужно тебе этим заниматься». Я думаю, они имели в виду его деятельность по поводу событий в Докузпаринском районе (речь идет о расстреле мирного митинга в селении Мискинджа 25 апреля 2006 года. – «Газета.Ru»)».
Много вопросов у суда вызвали оглашенные Артуром Бабаевым слухи о том, что после убийства обвиняемые получили от кого-то «подарки», могущие быть вознаграждением за совершенное преступление. На вопросы адвокатов Бабаев заявил, что узнал об этом только недавно и поэтому не дал таких показаний на предварительном следствии.
Второй брат Фарида Бабаева – Айдын — также признанный потерпевшим, подтвердил, что Фарид Бабаев занимался «такими делами, к которым другие люди, депутаты подступить боялись». «Он делал это для народа, никакой личной выгоды в этом не было. Проводил «круглые столы», по его приглашению сюда приезжал Владимир Лукин (уполномоченный по правам человека. – «Газета.Ru»). Брат хотел все сделать по закону. Его выступления даже по телевизору не показывали, в некоторых газетах не печатали – не хотели, чтобы люди все знали».
По словам потерпевшего, Фарид Бабаев как-то показал матери две фотографии: недостроенной школы в Докузпаринском районе и особняка главы района Керимхана Абасова. Обе их правозащитник намеревался показать по дагестанскому телевидению – для сравнения.
Оба потерпевших поддержали предъявленное подсудимым обвинение. Затем в суде выступили двое свидетелей обвинения: Альберт Эседов, принимавший участие в работе предвыборного штаба местного «Яблока», и сотрудник патрульно-постовой службы милиции Ислам Алибатыров, вместе в коллегами доставивший раненого политика в больницу. Больше всего споров между сторонами вызвал вопрос об автомобиле, с помощью которого могло быть совершено преступление. В обвинительном заключении говорится о ВАЗ-2109 серебристого цвета. О такой же машине рассказал Эседов – в день убийства он виделся с Бабаевым, а спустя некоторое время, уже в другом районе города, обратил внимание, как серебристая «девятка» преследует его – неизвестные как будто вели за ним наблюдение, когда он направлялся в районную администрацию по предвыборным делам.
Однако сотрудник ППСМ Алибатыров уверенно заявил в суде, что машина, резко отъехавшая от дома Бабаева после убийства, была красного цвета. Он также назвал суду ее номера. Между тем в показаниях, имеющихся в деле, Алибатыров говорил о серебристой «девятке» под другими номерами. В ответ на недоуменные вопросы гособвинителя свидетель заявил, что «на сто процентов уверен», что машина была красная: «Я подписал тогда протокол, не читая, чтоб ни во что не ввязываться».
Суд назначил очередное заседание на 30 октября, чтобы сторона обвинения успела обеспечить явку в суд очередных свидетелей.