Американский сенат в среду ратифицировал стратегическое соглашение между США и Индией о сотрудничестве в области мирного атома, которое впервые за последние 30 лет открывает индийский рынок для ядерных технологий и материалов. «Ядерную сделку», известную также как «соглашение 123», одобрили 86 сенаторов, против проголосовали только 13 членов верхней палаты конгресса.
«Этот закон подкрепит наши усилия по глобальному нераспространению, поможет защитить окружающую среду, даст новые рабочие места и поддержит Индию, удовлетворяя ее растущую потребность в энергии ответственным образом», — приветствовал решение Джордж Буш, передает AFP.
Согласно документу, Индия получает право на доступ к американским ядерным технологиям и материалам, а также может перерабатывать американское отработанное ядерное топливо. В нем также гарантируются бесперебойные поставки ЯТ из США.
В обмен Индия обязуется разделить военное и гражданское направления своей ядерной программы, дав гарантии безопасности Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ), которое сможет проводить проверки на большинстве индийских реакторов, использующихся для выработки электроэнергии.
Американо-индийское соглашение было подписано Бушем и премьером Манмоханом Сингхом еще в 2005 году. Однако три года его ратификация парламентами обеих стран стопорилась из-за разногласий в самом индийском руководстве. Входившие в правящую коалицию левые категорически отказались поддерживать сделку, считая, что Дели поставил под угрозу национальную программу вооружений и сделал собственную внешнюю политику зависимой от американской.
Американцы самым непосредственным образом заинтересованы в проникновении на индийский энергорынок, который в этой азиатской стране с растущей впечатляющими темпами экономикой может удовлетворить только ядерная энергия, считают американские наблюдатели. Как отметил в интервью The Washington Post бывший советник госсекретаря США Кондолизы Райс Филипп Зеликоу, эмбарго на сотрудничество в атомной сфере оставалось «гордиевым узлом», омрачавшим двусторонние отношения» в последние годы.
Однако у некоторых сенаторов остались сомнения, стоит ли такой сделкой подрывать режим нераспространения.
Индия фактически была изолирована от международной торговли ядерными материалами с 1974 года, когда эта страна, не подписавшая Договор о нераспространении ядерного оружия, провела первое испытание атомной бомбы.
Остальные страны, такие как ЮАР, Тайвань и Бразилия, напротив, заморозили тогда свои ядерные программы, но Вашингтон с ними заключать подобные индийскому соглашения не торопится. По мнению сенатора-демократа Джеффа Бингамана, Белому дому теперь «будет трудно оправдаться» перед ними.
Директор Центра комплексных европейских и международных исследований Тимофей Бордачев уверен: такой аргумент на самом деле не является существенным. «После того, как Индия и Пакистан не только получили, но и де-факто легитимизировали обладание ядерным оружием, конец режима нераспространения в его нынешнем виде стал предопределен», — заметил эксперт в беседе с «Газетой.Ru». Правда, уверен он, «есть серьезные основания для беспокойства», учитывая, что переживающий затяжной политический кризис Пакистан и соперничающая с ним Индия не обладают «опытом цивилизованного сдерживания».
Поправки, предложенные несколькими сенаторами, в которых говорилось о возможности одностороннего отказа Вашингтона от соглашения, если Индия решит еще раз испытать свою бомбу, были отвергнуты как необязательные. Администрации США не требуется быть связанной законом, чтобы отказаться от «ядерной сделки» с Индией, пояснил сенатор-республиканец Ричард Лугар.
Не выказывают беспокойства и в мире — МАГАТЭ и Группа ядерных поставщиков (ГЯП), объединяющая 45 стран — производителей уранового топлива, под давлением США согласились дать добро на вступление Индии в клуб ядерных держав. Таким образом, считает Бордачев, создается «нормальное поле для конкуренции за индийский атомный рынок».
Получив одобрение ГЯП, Индия уже успела заключить на этой неделе с Францией многообещающее соглашение о сотрудничестве в атомной области. В Индии заинтересованы в европейских реакторах третьего поколения с водой под давлением (EPR), и французский концерн Areva готов создать как минимум два таких устройства, обеспечив их топливом.
Рассчитывают в Дели и на активизацию сотрудничества с Россией. В августе глава Комиссии по атомной энергии Индии Анил Какодкар признался журналистам, что хотел бы не только совместной работы не только над техническими проектами – такими как строительство АЭС «Куданкулам» или поставка российского сырья на АЭС «Тарапур», — но и над фундаментальными научными исследованиями.
Как подчеркнула в беседе с «Газетой.Ru» официальный представитель компании «Атомстройэкспорт», представляющей ядерную энергетику России за рубежом, благодаря снятию эмбарго АЭС «Куданкулам» может пополниться еще 4 энергоблоками нового поколения. «Это соглашение уже было парафировано в феврале, и теперь мы сможем приступить к его реализации», — заметила она.