Больше трети россиян считают, что в России возможна такая же революция, как произошла в Киргизии. Таковы данные опроса, который провел 2–3 апреля фонд «Общественное мнение». Вопрос звучал так: «Могут ли в России произойти события, подобные киргизским?». Ответы разделились примерно поровну. О том, что в России возможен такой же сценарий, заявили 38% респондентов, о том, что нет, — 41%. Затруднились ответить 21% опрошенных.
По мнению большинства россиян, киргизская революция была похожа на то, что произошло в Грузии, где в 2003 году был вынужден уйти в отставку Эдуард Шеварднадзе, и на Украине, где сторонники Виктора Ющенко заставили власти аннулировать победу Виктора Януковича на президентских выборах и провести третий тур голосования. По мнению 41% граждан, все три революции были звеньями одной цепи. Впрочем, отличия событий в Киргизии тоже очевидны. Во время штурма правительственных зданий были жертвы, а после бегства Аскара Акаева в Бишкеке начались погромы, которых не было ни в Тбилиси, ни в Киеве. Мнение, что в Киргизии произошло нечто особенное, встречается тоже довольно часто. Так считают 24% опрошенных. Затруднились ответить 35%.
Но как бы дико ни выглядела революция в Киргизии, больше половины россиян полагают, что она была хорошо подготовлена и происходила в соответствии с неким планом. Об этом социологам заявили 54% опрошенных. В стихийный характер свержения Акаева, который объяснил свой побег из Киргизии нежеланием применить против демонстрантов силу, верят 15% респондентов. Затруднились ответить 31%.
В России аналогичную революцию граждане, по всей вероятности, будут ждать в 2008 году, когда пройдут выборы преемника Владимира Путина. Как в Грузии и на Украине, в Киргизии все началось с того, что оппозиция обвинила власти в фальсификации итогов голосования. Правда, президентские выборы стали причиной конфликта только на Украине, тогда как в Грузии и в Киргизии речь шла о парламентских. Что касается России, то здесь, видимо, украинский сценарий более вероятен, поскольку партия власти победила уже на прошлых выборах в Госдуму и, по большому счету, это оставило граждан равнодушными.
Из остальных стран СНГ, в которых может произойти революция, граждане чаще всего называют Молдавию, где как раз на прошлой неделе парламент благополучно переизбрал президентом Владимира Воронина. Эту страну упомянули 27% опрошенных. За Молдавией идут Таджикистан с 23% и Узбекистан с 18%. Самые авторитарные режимы – Туркмения и Белоруссия – заняли, как ни странно, соответственно, только четвертое и шестое места. В то, что туркмены могут свергнуть Сапармурата Ниязова, верят 17% граждан, в угрозу для Александра Лукашенко – 15%. Между ними оказался Казахстан с 16%. Азербайджан с 15% поделил шестое место с Белоруссией, а реже всего граждане упоминали Армению, которая встретилась в 13% ответов. Еще 4% сказали, что революций на территории СНГ больше не будет. Затруднились ответить 45%.