Сегодняшняя попытка отправить Аскара Акаева в отставку была уже третьей. Хотя заявление о добровольном сложении полномочий бывший президент подписал еще в понедельник, жогорку кенеш – так называется парламент Киргизии – не мог подступиться к этому вопросу два дня. Во вторник оказалось, что не собрался кворум, а в среду депутатов от рассмотрения отговорил спикер Омурбек Текебаев, сказавший, что на подготовку ответственной процедуры нужен еще один день. В четверг стало ясно, на что было потрачено время. На заседание помимо депутатов пришли члены правительства, председатели конституционного и верховного судов, киргизский омбудсмен, представители партий и кто-то из дипкорпуса. По национальному телевидению с заседания велась прямая трансляция.
У отсрочки была еще одна причина. Относительно судьбы экс-президента у победившей оппозиции возникло много разногласий.
В протоколе, который Акаев подписал в Москве, в обмен на добровольную отставку было обещано беспрепятственное возвращение в Киргизию и все, что предусмотрено законом о гарантиях бывшему президенту, то есть неприкосновенность, пожизненное гособеспечение и охрана. Многие в киргизском парламенте считали, что Акаев отделался слишком легко.
В итоге обсуждались стразу три варианта отставки президента. Первый соответствовал тексту соглашения, подписанного в Москве. Во втором проекте тоже предлагалось утвердить отставку Акаева, но при этом лишить его всех обещанных гарантий. Третий вариант предусматривал начало процедуры импичмента. Ее итог был бы тем же — Акаев оказался бы в отставке, однако считаться добровольной она бы уже не могла, и вопрос о гарантиях отпал бы сам собой.
Началось все с того, что депутатам показали кассету с 18-минутным видеообращением Акаева, записанным на территории посольства Киргизии в Москве, где он подписывал свое отречение от президентского поста. На пленке Акаев назвал свое правление «светлым периодом в истории государства», а свое свержение – «мартовской национальной трагедией». Заявление об отставке Акаев подписал с «тяжелым сердцем». «Это было единственно правильное решение. Таким образом я предотвратил гражданскую войну, не дал запятнать руки кровью соотечественников и не дал распасться стране. Иначе мне не было бы прощения», — печально заявил он. Потом Акаев посоветовал победившей оппозиции провести честные, прозрачные и демократические выборы, а также сохранить дружеские отношения с Россией, которая «никогда не оставляла кыргызстанцев в беде». «Я ухожу чистым перед народом душой, помыслами и делами. Я сделал все, что мог. Пусть другие, кто придет на мое место, сделают больше и продвинуться дальше», — сказал Акаев и напоследок попросил у всех киргизов прощения.
О том, как правильно уволить президента, в парламенте спорили долго. Многим не нравилось, что при всех перечисленных в конституции гарантиях экс-президентам привилегии первого президента Киргизии, то есть Акаева, прописаны в отдельном законе.
В основном они те же самые. Первому президенту, как и его преемникам, полагаются неприкосновенность, пожизненное гособеспечение и охрана, однако к этому добавляется возможность участвовать в работе правительства и сессиях парламента. «Для восстановления объективности депутаты предлагают отменить данную главу», — пояснил спикер Текебаев. На это парламенту потребуются сутки. Уже на завтрашнее заседание подписывать исправленный закон приедет премьер-министр Курманбек Бакиев, после чего, как ожидается, отставка Акаева будет все-таки принята.
Когда проводить досрочные выборы президента, киргизские депутаты тоже не решили. Они отменили постановление парламента предыдущего созыва, собравшегося сразу после революции, который назначил голосование на 26 июня. Новая дата, как ожидается, будет названа завтра. По словам Текебаева, хотя некоторые депутаты добиваются того, чтобы выборы прошли, как и планировалось, в октябре, по закону голосование должно состояться не позже чем через три месяца после отставки президента.