О скором и безкомпенсационном выводе российских военных баз из Батуми и Ахалкалаки первым заговорил во вторник Михаил Саакашвили. Это заявление он сделал, приехав в Крцаниси, где находится учебный центр грузинского минобороны. «Российские военные находятся в Грузии уже 200 лет. Настало время, когда нам нужно перейти на более цивилизованные отношения, — сказал президент собравшимся там журналистам. — Мы ведем диалог с Россией о выводе военных баз. Мы предложили поэтапный вывод и определенные права на транзитное перемещение. Но все эти предложения действительны только в пакете».
Саакашвили был настроен оптимистически и пообещал, что «базы из Грузии обязательно будут выведены». С этим, в общем-то, никто и не спорит.
Принципиальное согласие на вывод войск Россия дала еще в 1999 году на Стамбульском саммите ОБСЕ. Правда, если по условиям тех соглашений базы в Вазиани и Гудауте должны были быть выведены до 2001 года, что Россия выполнила, то относительно российских военных в Батуми и Ахалкалаки жестких временных рамок установлено не было. С тех пор главной темой российско-грузинского спора стали именно сроки. В Минобороны России говорят, что на вывод баз потребуется до 14 лет, а в Грузии хотят, чтобы вывод баз произошел немедленно. Досталось от Саакашвили и тем, кто на прошлой неделе митинговал в Батуми и Ахалкалаки против вывода российских войск. «Сколько бы ни прыгали наши недоброжелатели за пределами Грузии и внутри страны, а я знаю, как устраиваются такие выступления, у них ничего не выйдет. Базы выйдут из Грузии», — процитировало грузинского президента РИА «Новости».
После прихода к власти Саакашвили торг по поводу вывода баз из Батуми и Ахалкалаки сильно оживился, хотя и не сдвинулся с места. Вскоре после отставки Эдуарда Шеварднадзе российское Минобороны заявило, что на быструю перевозку оборудования и людей, а также на обустройство военных в России нужно очень много денег, которые должны компенсировать грузинские власти. Называлась даже цифра — $500 млн. Предполагалось, что эти деньги Грузии даст Запад. В последнее время обсуждаемая сумма сначала снизилась до $300 млн (что, по словам главы грузинского МИДа Саломе Зурабишвили, осталось чрезмерным), а потом и до $10–15 млн. На межмидовских консультациях в конце марта шла речь о том, что, кроме денег, грузинская сторона подарит российским офицерам квартиры в центре Тбилиси, которые они продадут, когда соберутся уезжать в Россию.
Однако сегодня появились сообщения, что ни денег, ни тбилисской жилплощади Россия в качестве компенсации не получит.
Об этом заявил премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели, на которого сослался «Интерфакс». «Грузия не намерена выплачивать России какие-либо компенсации за вывод российских военных баз из Ахалкалаки и Батуми», — заявил он. По словам премьера, на российско-грузинских переговорах речи о возмещении не ведется вообще и этот вопрос «вообще не стоит в повестке дня, и сейчас на переговорах с российской стороной речь идет лишь о сроках вывода баз».
В начале марта в спор о базах вмешался парламент Грузии, потребовавший от переговорщиков или до 15 мая заключить двустороннее соглашение о сроках вывода войск, или закончить «присутствие российских военных на грузинской территории» до 1 января следующего года. Среди того, чем мешают грузинам иностранные войска, в постановлении были упомянуты систематические учения Батумской базы на полигоне в Гонио. Это село на берегу Черного моря недалеко от турецкой границы. Как отметили депутаты, использование на учениях тяжелой техники и артиллерии наносит большой вред грузинской стороне тем, что пугает туристов. Правда, российское Минобороны, скорее всего, не обратит на тревогу грузинских парламентариев никакого внимания.