Найден ген, изменение которого сделало зверей теплокровными

Биологи обнаружили ген, изменения в котором привели к эволюционному переходу от трехкамерного сердца у земноводных и пресмыкающихся к четырехкамерному у птиц и зверей, что поможет разгадать, каким образом они стали теплокровными, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Четырехкамерное сердце у птиц, млекопитающих и у крокодилов, разделенное на две половины, позволяет существовать двум кругам кровообращения, «обслуживающим» соответственно легкие и организм в целом. В результате артериальная и венозная кровь не смешиваются, как в трехкамерном сердце земноводных, и организм значительно лучше снабжается кислородом.

Среди пресмыкающихся встречаются различные варианты «конструкции» сердца. В частности, у черепахи в желудочке их трехмкамерного сердца есть перегородка, которая, однако, не до конца разделяет их. «Сердце рептилий было предметом споров - обладает ли оно единственным желудочком или двумя желудочками, разделенными не до конца», - пишут авторы исследования, группа ученых из США, Канады и Японии под руководством Кацуко Кошиба-Такеуши из университета Калифорнии в Сан-Франциско. Они провели сравнительное исследование красноухих черепах (Trachemys scripta elegans) и игуан — красногорлых анолисов (Anolis carolinensis) с точки зрения генетических факторов, связанных с развитием сердца на эмбриональных стадиях.

Результаты наблюдений показали, что и у черепах, и у игуан, на первой стадии ген Tbx5 проявляется на всей поверхности будущего желудочка, однако на поздних стадиях у черепах этот ген работает только в левой половине. У млекопитающих и птиц этот ген связан именно с формированием левого желудочка. Это означает, что ген Tbx5 в процессе эволюции постепенно начинает формировать структуру четырехкамерного сердца.

Для подтверждения этой гипотезы, ученые провели эксперимент на мышах, у которых был «выключен» ген Tbx5. В результате перегородка между желудочками у мышей исчезала, формировалось трехкамерное сердце, подобное сердцу пресмыкающихся.

Россиянам рассказали, какое вещество в шашлыке вызывает рак