Учёные не смогли найти следов «подсознательной» активности мозга

Учёные не смогли обнаружить реакции отдельных нейронов на «подсознательные» визуальные стимулы. Как показала международная команда учёных под руководством Родриго Кьяна-Кироги из британского Лестерского университета, нейроны, отвечающие за узнавание того или иного образа, активируются лишь тогда, когда человек осознаёт его появление.

По словам Кьяна-Кироги, «подсознательное» - очень сложная и противоречивая область науки, даже общепринятого определения этого понятия не существует. Систематические исследования в этой области с физиологической точки зрения, по его словам, начались с работ одного из первооткрывателей двойной спирали ДНК Френсиса Крика.

Сейчас достаточно чётко установлено, что за распознавание узнаваемых образов отвечают отдельные нейроны головного мозга. Иначе говоря, в мозге есть отдельные нейроны, электрическая активность которых резко повышается, если подопытному показать фотографию его родителя или какую-то знакомую сцену. Безусловно, электрический потенциал на том же нейроне будет меняться и при обработке других изображений, однако гораздо менее активно.

Чтобы выяснить, будут ли эти нейроны реагировать на те изображения, которые человек видит, не осознавая, учёные показывали узнаваемые изображения больным эпилепсией, в мозг которых были вживлены наборы электродов. Такое вживление под контролем медиков практикуют на одну-две недели для идентификации регионов мозга, сбои в работе которых вызывают припадки, дабы позже хирургическим или электрическим воздействием попытаться восстановить их нормальную работу. Изображения показывались на мониторе компьютера на очень короткое время, так что подопытный то замечал их, то нет.

Как выяснилось, те нейроны, которые активизируются при осознанном узнавании изображения, в отсутствии этого осознания не активировались. Найти какие-то другие, дублирующие нейроны, которые бы отвечали за «подсознательное» узнавание, учёным также не удалось. Обратное также верно – анализ активности нейронов позволяет статистически предсказать узнавание объекта с высокой степенью достоверности.

Кроме того, как рассказал Кьян-Кирога, активность нейронов практически не зависела от времени, в течение которого показывалось изображение. Если человек осознавал увиденное, то время экспозиции не влияло на активность нейрона – будь эта экспозиция лишь слегка больше пороговой или значительно длиннее. Пороговое значение варьировалось от человека к человеку и от образа к образу, а также флуктуировало от испытания к испытанию; в среднем оно составило около 33 миллисекунд.

Таким образом, учёным не удалось найти физиологических признаков «подсознательной» активности мозга. Конечно, указанные нейроны могли быть связаны именно с осознанием самим по себе, а не с образом, однако и нейроны, связанные с образом самим по себе найдены не были. Работа учёных опубликована в последнем номере американского журнала Proceedings of the National Academy of Sciences.

Глава Пентагона сообщил о выделении крупной суммы для вооружения Украины