Дети, которых учат обращаться с каким-либо объектом на примере того, как с ними обращаются взрослые, впоследствии, решая какие-нибудь задачи с участием того же объекта, калькируют поведение старших и повторяют множество ненужных действий, которые они совершили.
Учёные из Йельского университета провели исследование с участием детей в возрасте 3-5 лет. В рамках одного из упражнений перед детьми ставили прозрачную пластиковую коробку, в которой находилась фигурка динозавра. Затем исследователи начинали доставать игрушку, совершая при этом как полезные, так и бесполезные действия.
Так, в одном случае исследователь долго водил пером по крышке коробки, прежде чем открыть ее. Затем детей просили указать, какие действия были целесообразными, а какие- нет, при этом за каждый правильный ответ, то есть за каждое корректное замечание, касающееся ненужных действий, детей хвалили. Так психологи надеялись внушить детям мысль о том, что и взрослые могут совершать ошибки, таким образом, в дальнейшем необходимо игнорировать ненужные действия, осуществляемые взрослым. В рамках второго этапа исследования психологи показали детям, как можно вытащить игрушечную черепаху из прозрачной пластиковой коробки, при этом исследователи совершали как можно больше немотивированных и ненужных в данном случае действий. Затем взрослые попросили детей попробовать достать черепаху из коробки.
В результате все дети повторили действия, продемонстрированные взрослыми, включая и нецелесообразные, несмотря на то, что раньше все эти малыши согласились с тем, что необязательно повторять ошибочные действия взрослых.
Как отметил первый автор исследования, психолог Дерек Лайонс, даже в том случае, если детям лимитировали время, в течение которого им следовало окончить задание, или специально просили не выполнять очевидно ненужных вещей, они, кажется, были неспособны завершить задание, не воспроизведя какие-то действия взрослого, не обязательно мотивированные в данном случае.
«Они включали все эти действия в парадигматику корректной работы объекта», - рассказал Лайонс.
По его словам, обучение через имитацию во многом является ключом к успешности людей, однако в ситуации чистого копирования плюсы становятся не так очевидны. Ранее психологи выдвигали предположения, что дети имитируют поведение взрослых, следуя традиционным ценностям культуры или приспосабливаясь к некоторым условиям. Однако теперь становится ясно, что подражание отражает представление ребенка о том, как работает тот или иной объект. Это означает, что подражание исчезает лишь тогда, когда у человека формирует собственное представление о том, как работает исследуемый им объект.