Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

7 важных советов для тех, кто боится сокращений

Как стать незаменимым на работе

«Газета.Ru» предлагает не переживать из-за сокращения штатов, а сделать так, чтобы вас оно не коснулось. И доказать начальству, что именно вы — незаменимы.

Бояться кризиса, повышения цен и сокращений надоело. Хочется взять ситуацию под свой контроль и перестать опасаться будущего. Если перспектива оптимизации штата в вашем офисе становится все реальнее, лучшее, что можно сделать, — это показать компании, что без вас она просто развалится. Незаменимых сотрудников не сокращают: во время кризиса их, наоборот, особенно берегут.

«Какими бы хорошими ни были товар или услуга, сами они себя производить и двигать не будут. Компании понимают, что выиграет тот, чьи сотрудники «вытянут» бизнес в непростой сегодняшней ситуации, — поясняет Ольга Горюнова, руководитель департамента по работе с клиентами кадрового агентства «Юнити». — Высокопрофессиональный специалист — это иголка в стоге сена. Сейчас, когда количество резюме увеличилось, количество «иголок» не меняется, а «стог» растет».

Если руководитель понимает, что без вас компании не справиться, сокращение вам не грозит. Осталось доказать свою незаменимость.

1. Обращайте на себя внимание

Пытаясь слиться со стенкой и как можно реже сталкиваться с начальством, вы оказываете себе плохую услугу: если, увидев вашу фамилию, шеф не сможет вспомнить, чем вы занимаетесь и как вообще выглядите, он расстанется с вами без сожаления.

Важно, чтобы начальство и коллеги были в курсе ваших дел, а еще важнее — не бояться брать на себя дополнительные обязательства, которые дадут вам возможность стать нужным.

«Не бойтесь высказывать свое мнение, проявляйте инициативу, — советует Светлана Ланда, основатель Style of Life Academy, ведущий преподаватель лидерства школы MBA «Мирбис». — Во время кризиса проактивность, способность творчески мыслить и предлагать нетривиальные решения становится качеством, которое особенно ценится руководством».

2. Поддерживайте руководство

Хороший способ укрепить позиции — стать надеждой и опорой своего шефа, облегчить ему жизнь. Тогда ему даже в голову не придет от вас избавиться.

«Быть незаменимым на работе — значит быть сотрудником, на которого опирается начальство, — объясняет Энди Тич, автор книги «From Graduation to Corporation» и канала на YouTube FromGradToCorp. — Это произойдет, если вы станете помогать начальнику в делах: постепенно между вами возникнет доверие, и он начнет полагаться на вас все больше и больше».

3. Установите свои отношения с клиентами

Лучше всего, если вы монополизируете право общаться с одним из важных партнеров. Если крупнейший заказчик будет предпочитать работать именно с вами, компания не сможет с вами расстаться, тогда ведь и клиент уйдет.

Сделайте так, чтобы ваш вероятный уход приносил фирме одни убытки, и станете особенно ценным кадром.

Открытый, вежливый человек с приятными манерами, готовый пойти на компромисс, предложить выход из сложной ситуации, учесть трудности, но и соблюсти интересы компании, — настоящий клад.

4. Играйте в команде

Выделяться на работе не значит заслонять собой всех остальных: разве вам нужны враги в коллективе? Вы должны быть незаменимым не только для начальства, но и для коллег.

«Если вы окажетесь для них именно тем, кто всегда найдет выход и поведет за собой, даже если вы им не начальник, ваш вес в коллективе возрастет, — объясняет Энди Тич. — Предлагайте свою помощь, когда у них возникают проблемы: так они будут видеть в вас не только сотрудника, но и учителя».

Следует, правда, учесть и местную специфику: в нашей стране тех, кто «в каждой бочке затычка», в коллективах недолюбливают.

Избежать этого просто: не только давайте советы, но и спрашивайте сами. Так вы не превратитесь в утомительного всезнайку, но притом сохраните авторитет.

5. Расширяйте свой кругозор

Постоянно быть в курсе того, что происходит в вашей области, отслеживать появление новых тенденций и технологий очень важно. Не менее важно выходить за границы своей узкой специальности, интересоваться тем, что происходит в других сферах, получать дополнительные навыки, изучать новые языки и компьютерные программы.

«В кризис становятся особенно нужны инновационные идеи, нестандартные решения, которые помогут компании выплыть, — то, что еще никому не приходило в голову, — считает Светлана Ланда. — Их легче всего выдвигать тем, кто черпает знания из смежных областей, знает, что происходит вокруг, и способен широко взглянуть на проблему. Нужно уметь подниматься над ситуацией, как орел, который поднимается высоко над ситуацией, понимает, что над тучей есть спокойное небо, видит широко и далеко, но при этом обладает острым зрением и умеет подмечать детали».

6. Сохраняйте спокойствие

«Во время стресса работоспособность человека снижается, — объясняет Светлана Ланда. — Он думает о том, чтобы выжить, и перестает видеть перспективу. Хорошо, когда руководство понимает, что для эффективности бизнеса важно, чтобы у сотрудников было ощущение их внутреннего благополучия. Руководитель одной крупной косметической корпорации, с которой я работала в кризисном 2008-м, не зря говорил: «Позитивные вещи случаются с позитивными людьми».

Однако и самим работникам компаний нужно понимать: если они сохраняют спокойствие и оптимистичный настрой, это вызовет позитивную реакцию у руководства и поможет им сохранить эффективность.

Если уж и дойдет до сокращений, начальство скорее избавится от тех, кто устраивает панику: понятно ведь, что нервный сотрудник не принесет компании прибыль, отпугнет клиентов и создаст неприятную обстановку в коллективе.

7. Разделяйте ценности компании

Лояльность сотрудников компании и в спокойные времена ценится в больших корпорациях, что уж говорить про кризисные периоды, когда необходимость браться за руки, чтоб не пропасть поодиночке, становится особенно острой.

«Часто сотрудники не интересуются ценностями и миссией компании, не говоря уже о том, чтобы выбирать работодателя в соответствии со своими ценностями, — говорит Светлана Ланда. — И совершенно напрасно! Если уж вы оказались частью команды, которая работает ради общей цели, поинтересуйтесь, что это за цель. Узнайте, к чему стремится компания. Разделяете ли вы ее ценности? Это важно для того, чтобы чувствовать себя частью большего, это вдохновляет и приносит успех делу и компании».

Новости и материалы
Песков заявил об участии США в конфликте на Украине
Шесть россиян отравились парами хлора в сауне
«ОПГ парикмахерская»: Крыжовников о реакции россиян на «Слово пацана»
В Латвии сочли, что латышам вредно изучать русский язык
Билли Айлиш рассказала, что любит мастурбировать перед зеркалом
Ирина Дубцова с сыном улетела из России
В Кремле ответили на вопрос о рабочих планах Путина на следующую неделю
Блинкен прибыл в Пекин
ММК ведет переговоры с ФАС по мировому соглашению
В мурманском порту нашли авиабомбу весом 500 кг
Российские фехтовальщики не выступят на Олимпиаде
В Кремле рассказали, как оценивают передачу Киеву дальнобойных ракет
Высшее руководство Польши обсудит размещение ядерного оружия в стране
В России взлетел спрос на ботокс
Взрывы произошли в украинском городе после объявления тревоги
Нидерландская X5 потеряла права на российскую «дочку»
Стало известно, как Байдену удалось согласовать помощь Украине
Россияне не могут найти управу на буйных соседей, устроивших пожар
Все новости