Минэкономразвития не поддержало запрос «Российских железных дорог» на 23-процентное повышение тарифов на грузовые перевозки в 2012 году. Глава МЭР Эльвира Набиуллина обозначила позицию ведомства на брифинге в Доме правительства по итогам заседания президиума, на котором рассматривался вопрос инвестпрограммы РЖД. Ожидалось, что РЖД потребует у государства компенсации 147 млрд рубей выпадающих доходов в 2012 году или повышения тарифов на 23%.
Экономически обоснованный уровень тарифов железнодорожники рассчитали на базе утвержденной в августе методики ФСТ, аналогичной методике RAB-тарифов энергетиков. В РЖД подчеркивают, что в 2009–2010 годах уровень тарифов сдерживался для поддержки экономики в кризис. Монополия получала компенсацию выпадающих доходов. Но в 2012 и 2013 годах компенсации уже не предусмотрены, а тарифы должны вырасти, по предварительно утвержденному правительством плану, всего на 7,4% и 6,4% соответственно (в 2011 году на 8%).
Если тарифы не будут повышены, а государство не будет субсидировать перевозки, РЖД грозит снизить расходы и инвестпрограмму. Речь идет о сокращении ремонта путей на 3 тысячи км, об увольнении 42 тысяч (5%) сотрудников и об ограничении закупок локомотивов на 30%.
В Минэкономразвития к прогнозам РЖД отнеслись сдержанно. «Действительно, тот объем инвестпрограммы, который нужен для РЖД, предполагает большее увеличение тарифов, чем сейчас заложено, — говорит Набиуллина. — Однако мы считаем необходимым придерживаться именно этой цифры в 7,4%, не пересматривать пока тарифных решений, потому что тарифы для РЖД — это издержки для компаний всей страны».
Набиуллина предлагает решить вопрос по источникам финансирования инвестпрограмм в 2012 и в 2013 годах и дополнительной структуризации инвестиционной программы до первого квартала 2011 года.
«Это не только вопрос субсидий, но и вопрос дополнительной структуризации инвестпрограммы. Мы считаем возможным в рамках инвестпрограммы выделение проектов, интересных с точки зрения привлечения частных инвестиций и привлечения денег с рынка под такие проекты», — сказала Набиуллина.
В этом случае потребность в субсидиях, по ее словам, будет сокращена.
В среду вечером пресс-служба РЖД выпустила пресс-релиз со словами президента корпорации Владимира Якунина, в котором он объясняет, что «расчет параметров индексации грузовых тарифов на 2012 год в размере 23% был произведен согласно утвержденной правительством методике экономически обоснованного тарифа». РЖД не настаивало и не настаивает на таком росте тарифов, заметил глава железнодорожной монополии. По его словам, по этой методике рассчитан тот рост тарифа, который должен обеспечить минимальную инвестиционную программу и программу капитального ремонта для обеспечения безопасности перевозки.
Также Владимир Якунин уточнил, что РЖД рассматривают возможность в 2011 году разместить еврооблигации. Объем выпуска он не раскрыл.
Эксперты сомневаются, что разгона железнодорожных тарифов удастся избежать. «Но резкой индексации до 23% МЭР не допустит», — говорит Игорь Николаев из ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов). «Коллапса железнодорожных перевозок не произойдет. Но говорить о развитии компании уже будет нельзя. Вероятно, МЭР согласится на компромиссное решение. Увеличение тарифов, скажем, до 12% в 2012 году и в последующие годы вполне возможно», — полагает Николаев. Несколько десятков миллиардов рублей в 2012 году РЖД получит в виде субсидий, ожидает эксперт.