Ранее не раз высказывались опасения, что конфликт интересов учредителей «Южного потока» — «Газпрома» и итальянского нефтегазового концерна Eni — может привести к задержке строительства. Однако премьер Владимир Путин сообщил, что в данный момент никаких задержек нет, и напомнил, что на прошлой неделе в Вене было подписано последнее соглашение по «Южному потоку» — с Австрией. Напомним, магистральный газопровод «Южный поток» планируется проложить из Новороссийска в болгарский порт Варну, далее он будет разделен на две ветви, которые пройдут через Балканский полуостров в Италию и Австрию.
«По сути, мы этим актом позавчера завершили формирование правовой базы «Южного потока», — подчеркнул Путин. — Теперь дело только за тем, чтобы начать практическую работу и завершить ее во второй половине 2015 года».
Более того, Путин заявил, что
основной вопрос российско-итальянского спора по поводу «Южного потока» — вхождение в проект французской Electricite de France (EDF) — будет окончательно решен уже в июне. Именно в июне, по словам Путина, в Санкт-Петербурге будет подписано соглашение, по которому французы получат долю в размере до 20%.
Проблема участия Франции в «Южном потоке» является ключевой: Россия и Италия долго не могли договориться, какую именно часть акций получит EDF, а главное, кто из учредителей сколько выделит из своих долей. Причем раньше речь шла максимум о 10%.
Российский премьер этот момент не уточнил, однако эксперты считают, что уступили итальянцы.
«Россия не пошла бы на уменьшение своей доли ниже 50%, — говорит начальник аналитического отдела ИК «Галлион Капитал» Александр Разуваев. — Это принципиальный вопрос, уменьшение доли привело бы к тому, что проект фактически перестал бы быть российским».
Так что, очевидно, что «потесниться» придется именно Eni. Впрочем, не исключено, что стороны выделят EDF равные доли, но вероятность этого крайне мала.
«Итальянцам надоело участвовать в «Южном потоке», — считает аналитик ИК «Универ» Дмитрий Александров. — Не зря глава Eni Паоло Скарони уже заводил речь об объединении российского проекта с европейским Nabucco». И теперь, по словам эксперта, Италия почти половину своей доли отдаст французам, то есть одновременно избавится от почти половины финансовой нагрузки и рисков, связанных с реализацией проекта.
«А для России чем больше иностранных партнеров примут участие, тем лучше, — говорит Александров. — Это будет способствовать нашему закреплению в Европе». По мнению Разуваева, именно из политических соображений французам и готовы предоставить долю вдвое больше, чем предполагалось. «Nabucco, который тянут из Туркмении и Азербайджана в страны ЕС, — прямой конкурент «Южного потока», — напоминает аналитик. — И если Франция поддержит российский проект, это автоматически уменьшит шансы Nabucco на успех».
Впрочем, представители Евросоюза неоднократно заявляли, что Nabucco и «Южный поток» не конкуренты и обе трубы будут востребованны. Однако актуальность даже одного газопровода такого масштаба под большим вопросом: Европе просто не нужно столько газа, сколько сможет обеспечивать тот же «Южный поток».