На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

По шоссе как по рельсам

Глава РЖД предлагает ввести плату за пользование автодорогами, чтобы повысить конкурентность железных

В РЖД придумали, как повысить собственную конкурентоспособность. Президент монополии предлагает ввести плату за использование автомобильных дорог. Дело не только в цене, но и в качестве сервиса, гасят надежды железнодорожников эксперты.

«Мы настаиваем на том, что для справедливой конкуренции необходимо задуматься о том, на каких основаниях осуществляется конкуренция автомобильного транспорта и железнодорожного транспорта. И если клиенты железных дорог платят в оплату услуг железнодорожного транспорта инфраструктурную составляющую, то возникает вопрос, почему такой платы нет для пользователей услуг автомобильного транспорта. У нас дороги бесплатные, состояние дорог характеризуется известным афоризмом», — сказал Якунин, выступая в четверг на всероссийском совещании Федеральной службы по тарифам России. «С дорогами и с конкуренцией с железнодорожным транспортом порядок нужно наводить», — подчеркнул он.

Основной объем грузов, который перевозят железнодорожники, приходится на отрасли, наиболее пострадавшие от кризиса: металлургию, строительство, машиностроение, объясняют причину ревности Якунина эксперты. «Их перевозки сократились, и автомобильные перевозки обогнали РЖД»,

— говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Снижению конкурентоспособности РЖД способствовало и непродуманное реформирование монополии, говорят эксперты. По данным Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, к началу 2010 года более 66% грузовых вагонов принадлежат частным компаниям-операторам, при этом из 2,5 тыс. компаний — собственников вагонов только 12 обладают парком, превышающим 5 тысяч вагонов. Большое число мелких компаний в отрасли привело к отсутствию единого скоординированного управления вагонным парком, из-за чего существенно выросли пробеги пустых вагонов, появились скопления «брошенных» вагонов на станциях, говорится в материалах ИНП. В результате

сегодня большим по численности парком перевозится меньший объем груза по сравнению с концом 1990-х годов.

«Логика Якунина ясна, ему обидно, что за автодороги никто не платит, но грузы по ним возят, а РЖД сами вынуждены строить дороги за свой счет», — говорит глава информационного агентства InfraNews Алексей Безбородов. Но понятно, что никакой платы за пользование дорогами, если речь не идет об отдельных платных маршрутах, не будет, говорит эксперт.

Якунин просто хочет показать, что в ситуации дефицита средств государство могло бы дать РЖД денег на строительство железных дорог,

уверен он.

К тому же Якунин не прав, говоря, что транспортные компании вообще не платят за инфраструктуру, добавляет директор департамента стратегического развития ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев. Существует транспортный налог, каждый из субъектов федерации самостоятельно устанавливает его размер. «Конечно, это не тот налог, который идет целевым образом на дороги, он поступает в бюджетную систему, а уже оттуда идет в том числе и на дороги, — признает Николаев. — Но говорить, что автовладельцы не платят за инфраструктуру, — это неправильно».

Но, даже если правительство прислушается к советам Якунина, это вовсе не будет означать, что РЖД получит грузы автомобильного транспорта. «На грузовые потоки влияют совсем другие факторы, и влияние налогов на них мизерно», — говорит Баранов. Дело в качестве перевозок, и у РЖД предостаточно работы в плане его улучшения.

Новости и материалы
Экс-невеста Егора Крида показала редкое фото с сыном из роддома
Ксения Бородина с дочерью в шубах снялась в метро
Экс-жена российского миллиардера показала фигуру в крошечном бикини
Буданов назвал февраль 2026 года благоприятным месяцем для достижения мира
ВС РФ освобождают Новопавловку и Новоподгородное
«Он за это получает зарплату»: чемпион мира о безголевой серии Овечкина
Ведущий «Модного приговора» с седой бородой снялся с сумкой за 2 миллиона рублей
Российские военные освободили Артемовку в ДНР
Названы потери ВСУ в ходе боев за Гуляйполе
Российские военные сбили 83 беспилотника ВСУ за два часа
«Есть что доложить»: Путин оценил результаты ВС РФ в зоне СВО
Бойцы «Востока» с начала декабря освободили 10 населенных пунктов
«Когда темно — из дома не выхожу»: российский хоккеист о жизни в США
Российские военные проводят эвакуацию мирных жителей в Димитрове
В России начали принимать предзаказы на новый отечественный микроавтобус
В ВС РФ рассказали, где элита ВСУ «бесславно несет потери»
Путин рассказал о хороших темпах создания полосы безопасности
Герасимов заявил о наступлении ВС России на всех направлениях
Все новости