«Мы настаиваем на том, что для справедливой конкуренции необходимо задуматься о том, на каких основаниях осуществляется конкуренция автомобильного транспорта и железнодорожного транспорта. И если клиенты железных дорог платят в оплату услуг железнодорожного транспорта инфраструктурную составляющую, то возникает вопрос, почему такой платы нет для пользователей услуг автомобильного транспорта. У нас дороги бесплатные, состояние дорог характеризуется известным афоризмом», — сказал Якунин, выступая в четверг на всероссийском совещании Федеральной службы по тарифам России. «С дорогами и с конкуренцией с железнодорожным транспортом порядок нужно наводить», — подчеркнул он.
Основной объем грузов, который перевозят железнодорожники, приходится на отрасли, наиболее пострадавшие от кризиса: металлургию, строительство, машиностроение, объясняют причину ревности Якунина эксперты. «Их перевозки сократились, и автомобильные перевозки обогнали РЖД»,
— говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Снижению конкурентоспособности РЖД способствовало и непродуманное реформирование монополии, говорят эксперты. По данным Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, к началу 2010 года более 66% грузовых вагонов принадлежат частным компаниям-операторам, при этом из 2,5 тыс. компаний — собственников вагонов только 12 обладают парком, превышающим 5 тысяч вагонов. Большое число мелких компаний в отрасли привело к отсутствию единого скоординированного управления вагонным парком, из-за чего существенно выросли пробеги пустых вагонов, появились скопления «брошенных» вагонов на станциях, говорится в материалах ИНП. В результате
сегодня большим по численности парком перевозится меньший объем груза по сравнению с концом 1990-х годов.
«Логика Якунина ясна, ему обидно, что за автодороги никто не платит, но грузы по ним возят, а РЖД сами вынуждены строить дороги за свой счет», — говорит глава информационного агентства InfraNews Алексей Безбородов. Но понятно, что никакой платы за пользование дорогами, если речь не идет об отдельных платных маршрутах, не будет, говорит эксперт.
Якунин просто хочет показать, что в ситуации дефицита средств государство могло бы дать РЖД денег на строительство железных дорог,
уверен он.
К тому же Якунин не прав, говоря, что транспортные компании вообще не платят за инфраструктуру, добавляет директор департамента стратегического развития ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев. Существует транспортный налог, каждый из субъектов федерации самостоятельно устанавливает его размер. «Конечно, это не тот налог, который идет целевым образом на дороги, он поступает в бюджетную систему, а уже оттуда идет в том числе и на дороги, — признает Николаев. — Но говорить, что автовладельцы не платят за инфраструктуру, — это неправильно».
Но, даже если правительство прислушается к советам Якунина, это вовсе не будет означать, что РЖД получит грузы автомобильного транспорта. «На грузовые потоки влияют совсем другие факторы, и влияние налогов на них мизерно», — говорит Баранов. Дело в качестве перевозок, и у РЖД предостаточно работы в плане его улучшения.