Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Все это о смерти, вообще-то говоря»

Композитор Антон Батагов о своем новом проекте

Композитор Антон Батагов рассказал «Газете.Ru» о своем новом произведении «Тот, кто ушел туда», а также о родстве рока и академической музыки, универсальности буддийской картины мира и правильном отношении к смерти.

9 июня в Московском международном доме музыки состоится московская премьера рок-кантаты Антона Батагова «Тот, кто ушел туда». Новое произведение известного российского композитора-минималиста основано на древних тибетских текстах, а в его исполнении примут участие хор, струнная группа, а также традиционные скорее для рок-концертов бас-гитарист и барабанщик. В преддверии премьеры «Газета.Ru» встретилась с музыкантом и композитором.

— Расскажите, что это за произведение и почему оно называется рок-кантата?

— В очень далекие времена, много сотен лет назад, люди, которых потом в буддийской традиции сочли святыми, имели обыкновение сочинять и петь песни на всякие, мягко говоря, серьезные тексты. Я, хотя со святостью у меня и имеются некоторые проблемы, уже не первый раз пытаюсь эту традицию продолжить, но раньше делал это в студийном варианте, а теперь решил попробовать сделать это живьем. Правда, люди, которые делали это тогда, находились внутри традиции, а эти тексты были для них примерно как «Отче наш». А мы, люди непросветленные, живущие в каких-то современных ситуациях, пытаемся взять эти тексты и, пользуясь каноническими мелодиями и ритмическими рисунками, пытаемся сделать то, что условно называется современной музыкой. Что же до подзаголовка «рок-кантата», то тут все довольно просто. Кантата — это произведение, в котором есть солист, а также сопровождающие голоса и какие-то музыкальные инструменты. В смысле сюжета ограничений нет — это может быть древний текст, может быть кантата о Ленине.

Проще говоря, это жанровое определение тут условно, но людям проще воспринимать, когда у жанра есть какое-то четкое название.

— А почему «рок»?

— Это тоже в известном смысле условность. Саймон и Гарфанкел, Radiohead, Pink Floyd, King Crimson, Питер Гэбриел, Rammstein — все это рок, хотя между этими музыкантами нет почти ничего общего. Ну кроме того, что эта музыка играется на «электрических» инструментах и/или с микрофонами. Вот из совокупности всех этих факторов и появилось определение «рок-кантата».

— Мне кажется, что если как-то определять рок-музыку, то это сложносочиненное высказывание с ярким авторским почерком…

— Да, это, пожалуй, более весомое определение.

— А академическая музыка воспринимается большинством людей как что-то по определению довольно архаичное. Хотя тут сразу хочется себе одернуть: Филип Гласс, Арво Пярт...

— О, мы, кажется, двинулись с вами в очень хорошую сторону. На самом деле, Бах был таким же автором и исполнителем, как современные рокеры. Вообще, когда эти классические произведения писались, они по-другому воспринимались. Каждый композитор сам это играл, а каждый исполнитель был в гораздо большей степени автор, чем современные исполнители классической музыки. Впрочем, так далеко ходить не надо. Совсем недавно были и Рахманинов, и Прокофьев, которые сами играли свою музыку, мы можем это послушать. Игра Рахманинова — это пример личного и обезоруживающе прекрасного авторского высказывания, которое может служить примером для любого современного классического исполнителя. И в этом смысле академическая музыка от рока ничем не отличается.

Ну а упомянутые вами Пярт и Гласс и многие другие как раз стараются объединить почему-то разошедшиеся миры композиции и исполнения.

Поэтому у Гласса и Наймана есть свои ансамбли. Я, в свою очередь, собирал группу для этого проекта, руководствуясь вовсе не только виртуозностью музыкантов и умением точно играть и петь написанные ноты, но, например, еще и умением импровизировать. У нас далеко не все записано нотами — по отношению к барабанщику Владимиру Жарко, или басисту Гребстелю, или скрипачке Асе Соршневой это, я считаю, неуважение. Где-то просто намечены схемы, что ли, для совместного движения. В общем, там очень много неакадемических элементов, много свободы.

— Эта вещь будет как-то записана?

— Мы уже писали наши репетиции, и концерт будет записываться. Если нам удастся сыграть все прилично, тогда мы сделаем студийное сведение и выпустим альбом. У студийных записей, конечно, есть свои преимущества, но на концерте всегда есть что-то, чего в студии не бывает. Какое-то состояние, которое непонятно откуда происходит… Ради этого имеет смысл, на мой взгляд, смириться с какими-то техническими шероховатостями.

— Давайте теперь немного вернемся. Расскажите чуть подробнее про тексты, которыми вы пользовались. Это не единое монолитное произведение?

— Нет. Это тексты, которые по времени создания друг от друга отделены примерно тысячей лет. Там есть тексты, например, второго века — скорее всего, они еще старше, но во втором веке была зафиксирована каноническая форма. Есть тексты девятого, двенадцатого веков… В общем, они не подразумевались как некое единое произведение. Например, там есть текст, в котором перечисляются разные имена Того, кто ушел туда, — такие есть в каждой из мировых религий. В буддизме Бога, правда, нет, и поэтому эти имена не имена Бога, а разнообразные качества, свойства идеала, глядя на который мы стараемся усовершенствовать самих себя. Название кантаты «Тот, кто ушел туда» — так называл себя Будда. Все прочие варианты имен — описание того, как именно он ушел, преодолев колесо сансары. В другом тексте описывается, как это колесо функционирует, как из наших негативных эмоций и действий выстраиваются кармические цепочки. Там же есть и рекомендации по преодолению этого, главная из которых — расслабиться в нашем естественном состоянии. Например, если вас одолевает гнев, то не нужно ни идти на поводу у этого состояния, ни пытаться как-то специально его преодолеть.

Стоит просто расслабиться и попытаться почувствовать себя таким, какой ты есть. Вот примерно такие тексты.

— А как эта вещь вообще у вас появилась?

— Знаете, это всегда непросто объяснить. Разумеется, у меня есть какие-то рациональные механизмы композиторской работы, но постфактум я совершенно не помню, как это со мной произошло, проанализировать это задним числом я не могу. Всякий раз кажется, что все произошло само собой. Собственно, и в музыке мне хотелось достичь вот этого ощущения легкости, ради которого все духовные практики и существуют. Отбросить, в частности, какие-то музыкальные штампы, представления о том, что прилично для композитора, а что нет. Про это ведь много мыслей у разных людей (смеется). В то же время хотелось, чтобы это ощущение свободы возникло легко и неназидательно. Потому что, когда в музыке возникает назидательность, я этого не люблю, мне кажется, что она сразу становится искусственной.

— Сейчас в России и в мире очередной виток интереса к восточной философии, но по большей части это выражается в походах в кружки йоги. Вы же предлагаете слушателям нечто принципиально иное. Как вам кажется, насколько это вообще близко обычному россиянину?

— Ну, вам же не кажется странным, что такое учение, как христианство, возникло не совсем в России? Хотя многие, кажется, так думают, у меня периодически возникает такое ощущение. Тем не менее оно возникло не в Америке, не в Европе, а вообще в другой части света. Просто есть такое понятие, как мировые религии, которые решают глобальные вопросы, которые гораздо шире территории отдельной страны или одной национальности. Другое дело, что за годы и века существования эти идеи приобрели какие-то национальные детали, и поэтому нам кажется, что буддизм — вещь восточная, хотя она не восточная и не западная. Я, например, раньше считал себя православным человеком и задавался какими-то вопросами, которыми нельзя не задаваться. Ну, например, когда гибнет маленький ребенок, как это может быть? В чем он провинился? И если на все воля Божия, то как тогда может быть, что Бог хотел смерти ребенка? Или когда я вижу на улице бездомных животных, как такое возможно? То, что касается помощи животным, для меня важнее, чем музыка.

В общем, ответы меня не удовлетворяли, и постепенно я пришел к буддийской системе объяснения мира, которая на эти вопросы отвечает непросто, непрямо, но отвечает и предлагает самостоятельно все проверить.

Она общая, совершенно универсальная, честное слово. И все это, тем более в музыкальной форме, близко любому человеку из любой страны. Но, конечно, это вовсе не предполагает навязывания каких бы то ни было ритуалов и прочих тому подобных вещей.

— Мы уже много раз сказали слово «современный», которое не очень вроде бы соотносится с музыкой, написанной на древние тексты. У вас есть ощущение, что «Тот, кто ушел туда» как-то соотносится с днем сегодняшним?

— Иногда, когда я играю Баха или Филипа Гласса, то обнаруживаю в этой музыке что-то, чего в ней вроде бы и не было десять-двадцать лет назад… Так это или нет, я не знаю — это очень личный момент. Меняется не музыка, а то, как мы ее слышим. Хорошая музыка всегда современна. Про мою не мне судить. Но совершенно точно понятно, что человечество идет в какую-то страшную сторону, и в частности наша страна. И музыка, конечно, не должна «соотноситься» с сегодняшним днем, но ведь все, что происходит сегодня, происходит по тем же законам, что и 2,5 тыс. лет назад. И если музыка, появляющаяся сегодня, попадает в какие-то важные точки, то она попадает в них и вчера, и сегодня, и завтра. Я, разумеется, не думаю, что ситуацию можно как-то изменить музыкой, которую я напишу, это была бы гордыня и глупость. Как объяснить… Просто какие-то вещи из окружающей жизни соединяются с моим личным существованием и складываются в какие-то узоры, которые в итоге выражаются в музыке. Как говорил Джон Донн, никто не существует, как остров, сам по себе, все связано. Так появились и «Избранные письма Сергея Рахманинова», и вокальный цикл на тексты Джона Донна «I Fear No More», и «Тот, кто ушел туда».

И в общем-то, все эти вещи — они об одном и том же, вне зависимости от того, какая концепция или идея стала отправным импульсом.

— О чем?

— Ну это как бы о смерти, вообще-то говоря. Это же вообще единственное, что всех нас объединяет. И с этим надо как-то разобраться, вместо того чтобы говорить: «Не будем о грустном». Если мы все-таки будем о грустном, то быстро выясним, что это и не грустно, на самом деле просто как-то по-другому. И, наверное, как раз для этого имеет смысл находиться в промежутке, который мы называем словом «жизнь», чтобы что-то про это понять. И про это вообще вся музыка, правда. Про это и про преодоление этого.

Новости и материалы
У Днепровской флотилии появятся новые боевые корабли
Квесты по русским фильмам откроются в 2024 году
Армия Израиля нанесла удар по объектам «Хезболлы» в Ливане
Экс-агент ЦРУ раскрыл план по поражению России
Аналитики рассказали, какие квартиры предпочитают покупать зумеры
В Пекине прошла встреча госсекретаря США и главы МИД КНР
ВСУ покинули позиции на одном из важных укрепрайонов в Красногоровке
Россиянам объяснили, почему нельзя сжигать прошлогоднюю траву на даче
Австрийский полковник заявил, что нехватка войск грозит ВСУ эффектом домино
Стало известно об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Байден не интересуется действиями Трампа в судебных процессах
В Венесуэле сообщили, что страна считает себя частью БРИКС
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Депутаты поделились идеями насчет отдыха на майские праздники
Белоруссия прописала в военной доктрине недопустимость нападения на другую страну
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
В Пентагоне признали провал поставленного США на Украину оружия
Маркировку о вреде для природы предлагают наносить на пластиковую посуду
Все новости