Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Политический мюзикл мне неинтересен»

Режиссер Януш Юзефович о работе над мюзиклом «Пола Негри»

Режиссер, автор мюзиклов «Метро» и «Пола Негри» Януш Юзефович рассказал «Газете.Ru» о том, как влияют 3D-технологии на постановку спектаклей, о «Мастере и Маргарите» и «Питере Пэне», о политике на сцене и о том, почему его привлекает Крестовый поход детей.

Российские создатели мюзиклов уже седьмой год отмечают день этого театрального жанра. Этот праздник был придуман для объединения тех, кто продвигает мюзиклы в России. Они теперь ежегодно получают награды. Легендами мюзикла уже объявлены Алексей Рыбников, Юлий Ким, Максим Дунаевский. В прошлом году легендой был признан польский режиссер Януш Юзефович, создатель спектаклей «Метро» и «Пола Негри». «Газета.Ru» поговорила с ним об успехе «Полы», которая недавно открыла второй сезон показов в Москве, об использовании в театре технологии 3D и о том, стоит ли делать мюзиклы о политике.

— Два года назад, объявляя о начале работы над спектаклем «Пола Негри», вы говорили, что ваша следующая работа с 3D-технологиями зависит от успеха этого мюзикла. Можете сейчас оценить, насколько он оказался успешен?

— Я думаю, что у этого спектакля есть будущего. «Полу Негри» мы сейчас постоянно играем в Москве, Петербурге, Варшаве, не так давно начали показывать в Германии.

Есть много запросов со всего мира — из Китая, Кореи, Америки, Англии. Так что да, она успешна.

— То, что вы использовали 3D, повлияло на этот успех?

— Наверное, наверное. Но сама по себе ни одна технология в театре не работает. Должна быть хорошая история, хороший спектакль, который должен быть интересен для публики. А «Пола Негри» — это интересная история о первой европейской актрисе, ставшей звездой в Америке. 3D просто добавляет спектаклю виртуальные эффекты и превращает его в зрелище, которого раньше не было.

— В вашем спектакле видеофрагменты в формате 3D проецируются на расположенный на заднике экран. Такой прием не ограничивает постановщика?

— При постановке такого спектакля надо думать немного по-другому, не по театральному, а как в кино. Это примерно как снимать фильм с помощью хромакея — актеру показывают, где будет вот это и это, а во время съемок ничего нет. И ему надо просто запомнить, где и что находится, куда смотреть. Так и в этом спектакле.

— То есть это похоже на работу над фильмом?

— Да, конечно. Я же еще до премьеры снимал массовые сцены, которые показывают во время спектакля, это были полноценные съемки, они заняли несколько дней. Так что пересечений с кино у «Полы Негри» много.

— Тогда же, во время представления «Полы Негри», вы обещали начать работу над мюзиклом по «Мастеру и Маргарите». Начали?

— Нет. На российском рынке появился мюзикл по этой книге, так что для еще одной версии места пока нет. Надо подождать чуть-чуть. Но либретто у нас уже написано, и, когда почувствуем, что пора, сразу займемся.

— Над чем работаете сейчас?

— У нас в работе мюзикл по Шекспиру «Джульетта и Ромео», именно в таком порядке. Параллельно делаем еще один спектакль — «Питер Пэн», премьера которого пройдет в апреле следующего года в Польше.

— Они тоже будут сделаны с помощью 3D?

— Да, но там будет немного по-другому сделано: мы переносим 3D на сцену, а не только оставляем его вместо декораций. Но я остаюсь в эстетике этой технологии. На мой взгляд, это будущее музыкального театра. Есть, конечно, камерные формы, где никакого 3D не нужно.

Но в мюзиклах, например, которые соединяют балет и цирк вместе, это даже удобно: можно быстро менять мир, мгновенно выстраивать обстановку, в которой происходит действие.

И тогда для режиссера остается лишь одна граница — твое собственное воображение.

— Вы показываете свои спектакли во всем мире. Что вы думаете про нынешние отношения России и Польши?

— Знаете, я не понимаю, почему политика вмешалась в культуру. Вот Польша отказалась от дней российской культуры — для чего? И что мне делать — прекращать общаться со своими друзьями, поэтами, актерами?

— Вас в Польше осуждают за постановки в России?

— Дураков везде хватает, так что бывает и такое. Но я всегда думал о себе как о гражданине мира, я далек от политики, мне она неинтересна. Конечно, что-то волнует и меня, но я артист, живу своим делом, у меня есть свой мир, мои друзья живут по всему миру, и мы продолжаем регулярно общаться.

— А не хотите сделать спектакль про политику?

— Нет, совсем не хочу!

— А вообще, возможен политический мюзикл?

— Наверное, возможен, но мне он неинтересен. Вообще, мюзикл — это язык, которым можно рассказать любую историю. Вот я недавно смотрел «Кармен», которая была рассказана языком танца на льду. Мюзикл ничем не отличается от драматического театра, от оперетты — везде бывают плохие и хорошие спектакли. Мюзикл тоже может быть любым — все зависит от людей, которые его делают.

— Как вы выбираете героев для постановки? Почему Пола Негри, почему Ромео и Джульетта?

— Тут просто. Ищешь тему, которая позволит тебе показать свой характер. «Ромео и Джульетта» — это такая универсальная тема, я еще лет пятнадцать назад в Варшаве поставил спектакль по этой пьесе. Мой мюзикл «Метро» был сделан для тинейджеров — я тогда вдруг понял, что в театрах для них нет спектаклей. Для детей, для взрослых есть, а эти зрители, совсем молодые люди, выпадают.

Кроме того, в «Метро» мы дали шанс выйти на сцену молодым актерам, главной актрисе во время премьеры в Москве было всего 15 лет. Да ведь и Джульетта у Шекспира очень молода — ей всего 13 лет.

— И у вас в спектакле будет играть такая же молодая актриса?

— Ну да. Этот переход — из мира детства в мир взрослых — сопровождают очень сильные эмоции, и это очень интересно.

— Для какой аудитории вам комфортнее работать?

— Я постоянно на сцене, уже 30 лет, и играю до сих пор. И мне приятно работать с любой публикой. Особенно если почувствовал со зрителями контакт, то все, больше ничего и не надо.

— Вы признавались, что «Мастер и Маргарита» для вас спектакль мечты. А есть другие подобные проекты?

— Да. Хочу поставить спектакль про Крестовый поход детей в Средние века. Тогда возникла сумасшедшая идея, что только чистые сердца детей смогут освободить Гроб Господень.

С одной стороны, для детей это приключение, а с другой — трагедия, если вспомнить, как этот поход закончился.

И в этой истории важна та энергия, энтузиазм, которыми можно манипулировать, чтобы заставить человека сделать нечто, что он сам не стал делать никогда. Вот это, кстати, касается, пусть и опосредовано, политики, о которой вы спрашивали.

Новости и материалы
В Эквадоре объявили чрезвычайную ситуацию национального масштаба
В холодное время года россияне чаще настроены на брак, в теплое — на флирт
Стало известно, чем рублю поможет сохранение ключевой ставки на прежнем уровне
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
В России вновь вырос спрос на майские путешествия
В Смоленской области после атаки БПЛА загорелся объект ТЭК
В Британии заявили, что элитная бригада ВСУ находится в шаге от окружения
США тайно разместили ракеты против ядерных объектов Ирана
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Пророссийское подполье рассказало о пытках украинских спецслужб
Ученые превратили очистки граната в антимикробный препарат
Россиянам рассказали, где можно будет бюджетно отдохнуть летом
В США произвели почти центнер обогащенного урана
Все новости