Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Лермонтов в квадрате

Центр имени Мейерхольда представил премьеру «Маскарад маскарад» Михаила Угарова по Лермонтову

Удвоение Лермонтова: режиссер Михаил Угаров представил в Центре Мейерхольда спектакль «Маскарад маскарад» по собственной пьесе на основе драмы русского классика.

От вроде бы взятой за основу пьесы Лермонтова режиссер Михаил Угаров не оставил, по сути, ничего — одна только фабула, причем в самых общих чертах: маскарад, роковой мужчина Алексей, его обворожительная жена Нина, случайно спасенный им от карточного проигрыша Дмитрий, история с потерянным браслетом. Угаров не задается целью повторить сюжет известной драмы и его переосмыслить, главное для него — дать портрет мира, напрочь погрязшего в войне и сексе, бессмысленных и беспощадных.

Герои здесь в основном не действуют, а говорят, причем больше о вечном, чем о суетном.

Они ведут остроумные словесные перепалки, каламбурят и цитируют Пушкина, напоминая персонажей Уайльда, случайно попавших из викторианской Англии в российское «всегда». Пытаться определить время действия бесполезно, реалии XIX века микшируются с современной лексикой и отзвуками из советского прошлого (так, сменивший Неизвестного Джон Доу расскажет, как в дом Энгельгардта, где проходили маскарады, в блокаду попала бомба). Это сегодняшний день, вывернутый наизнанку, театр остановившегося времени, в котором поднимаются на поверхность подводные течения нынешней эпохи.

Как режиссер и руководитель «Театра.doc» Угаров занимается в основном остросоциальными проектами; когда же он обращается к собственным пьесам, речь идет всегда о деконструкции мифов, изощренной стилистической игре и поисках новых театральных форм. «Маскарад маскарад» не исключение: Угаров отказывается от всякого подобия документального театра, сочиняя спектакль демонстративно условный и отвлеченный, говорящий на языке абстракции и лишенный всяких прямых связей с реальностью.

Важно, что в этот раз Угаров стремится как можно дальше уйти от своей роли режиссера-драматурга, который ставит собственную пьесу «как написано».

Он явно старается посмотреть на нее с чистого листа, сочинить режиссерский текст поверх драматического. Он делает спектакль, идеально выстроенный и продуманный по концепции, запускает механизм, просчитанный до мельчайших деталей и работающий в строгом, ненарушимом ритме. Создает отточенную форму, где

нет ничего случайного и разум очевидно довлеет над чувствами, которых, по Угарову, в нашей жизни давно уже не существует и вовсе.

«Любовь» в «Маскараде маскараде» — простое слово, которое ничего не значит. Угаров показывает мир антиутопический, жители которого напоминают персонажей фильма «Матрица». Виртуальная реальность захватила подлинную и подменила ее собой. Здесь все на одно лицо: не люди, а идеальные шаблоны, клоны, телепортировавшиеся на сцену прямо из Голливуда. Мужчины — коренастого сложения, среднего роста, с модными стрижками и в дорогих пиджаках. Женщины — знойные блондинки в платьях цвета морской волны.

Режиссер играет с образами масскульта, делая их как бы единственной человеческой породой, как будто других людей вообще не существует.

Они ходят по пустой сцене в окружении никем не занятых венских стульев, в полумраке, высвечиваемом лишь редкими лучами. Они говорят холодными, гулкими голосами, резко и отрывисто вычеканивая каждую фразу.

Стиль актерского существования — не «как на сцене», но и не «как в жизни», не «игра страстей», но и не «ноль-позиция».

Они как бы сосредотачивают все свое внимание на звучании текста, подчиняясь ему и следуя его воле. Их голоса кажутся частью сложной звуковой партитуры, созданной композитором Дмитрием Власиком и исполняемой им самим прямо на сцене: спектакль работает как оркестр.

Актеры в «Маскараде маскараде» существуют вне эмоций и делают это с блеском. Их герои делаются частью детерминированного миропорядка, в котором на все есть ответы, а все действия строго запрограммированы.

Алексей не любит Нину в том смысле, который мы вкладываем в это слово, он просто знает, что она его жена, а жену надо любить.

Когда он видит на Дмитрии Нинин браслет, он не терзается ревностью и не мучается сомнениями, а сразу как бы выстраивает логическую цепочку такого рода:

«Браслет жены — жена изменила — жену надо наказать — жену надо убить».

В чем-то и пьеса, и спектакль Угарова близки классицистскому театру с его единством места, времени и действия, однолинейными характерами и суровыми правилами развития интриги.

В спектакле демонстративная схематичность действия и строгость общественных нравов оттеняются собственно маскарадом: то и дело в сочиненных хореографом Иваном Естегнеевым «Небальных танцах»

мужчины и женщина в длинноносых карнавальных масках бегают друг за другом и совокупляются в самых разных положениях. Снова все предельно ясно: внешняя непогрешимая благопристойность всегда скрывает за собой пиршество разврата.

«Маскарад маскарад» — о том, как категорический нравственный императив сосуществует с пороком, ничуть его не стесняясь, как в тоталитарном обществе слово и дело могут быть полностью противоположны друг другу.

Одна из редких цитат из Лермонтова вроде бы возникает ближе к финалу: Алексей предлагает Нине мороженое. Вот только зрители, которые знают, что он должен ее отравить, удивляются, видя, что он сам его пробует.

А она «Маскарад» наверняка читала и сама его спрашивает: оно отравлено?

Но отравленной оказывается салфетка! Угаров обманывает наши ожидания, издеваясь над традиционными сюжетными поворотами и театральными штампами, вдруг придавая классической развязке абсурдную деталь и разворачивая ее в другую сторону.

Узнав о том, что умирает, Нина не признает Алексея своим убийцей, говоря, что убил ее Бог. И для героя Егора Корешкова именно это становится единственным настоящим ударом. Главная ценность в этой системе — быть злодеем, но даже это сделать не получается, потому что жертва напрочь игнорирует палача, и тот чувствует себя проигравшим.

А когда она умрет, тяжело ему будет только оттого, что он стоит босиком на холодном полу и брезгливо перебирает ногами.

Сообщение о невиновности Нины тоже не вызовет в нем никакой реакции: он просто наденет сапоги и пойдет на войну, все с той же бесстрастностью, как будто это само собой разумеется.
Забавно:

по сюжету пьесы воевать он отправляется в Крым, в Херсон, и на показе спектакля в субботу ввиду последних событий у зрителей возникало полное ощущение, что он собирается ехать туда прямиком вызволять Януковича.

Странно, но, когда смотришь этот спектакль, кажется, что он как будто отделился от пьесы и существует как бы автономно от нее. Когда пишешь о нем, они вдруг срастаются нераздельно, и с удивлением ловишь себя на пересказе сюжета. Возможно, в этом случае дело в том, что Угарову удалось добиться редкого сегодня в театре единства формы и содержания, четкости посыла и прозрачности смыслов. «Маскарад маскарад» и на бумаге, и на сцене похож на гроссмейстерскую шахматную партию, заранее продуманную на 64 хода вперед и воплощенную безошибочно.

Новости и материалы
«Вот бы быть его женой»: телеведущая о выступлении экс-супруга Волочковой перед Путиным
Cтала известна судьба долгосрочных накоплений при смерти участника программы
Стилист назвала самые модные джинсы сезона
Названо опасное заблуждение начинающих бегунов
Власти Херсонской области назвали потери ВСУ за минувшие сутки
На севере Харькова произошел взрыв
«Единая Россия» зафиксировала масштабные DDoS-атаки на сервисы партии
В Подмосковье годовалый ребенок вдохнул стик от айкоса и попал в больницу
Стало известно, сколько компаний уже зарегистрировались в «русских офшорах»
Дочь Маликова продает поношенные вещи на 1,2 миллиона рублей
Россиянин отсудил компенсацию у бывшей девушки за вещи, которые она выставила за дверь
Фриске показала, как выглядит ее грудь после пластики
Пилот, посадивший самолет в пшеничном поле, устроился на работу в такси
Гендиректор Nvidia Дженсен Хуанг лично передал новый ИИ-ускоритель главе OpenAI
Уровень реки Ишим в Тюменской области превысил исторический максимум
В аэропорту Кишинева задержали очередную группу вернувшихся из Москвы оппозиционеров
В РФ хотят запретить «Антироссийское сепаратистское движение»
160-килограммовая модель Тесс Холидей рассказала о жизни с анорексией
Все новости