Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Чтоб девушку к себе приворожить

Большой театр представляет «Царскую невесту» — новую сценическую редакцию знаменитой оперы

В Большом театре готовятся по-новому взглянуть на «Царскую невесту» Римского-Корсакова: дирижер Геннадий Рождественский, режиссер Юлия Певзнер и балетмейстер Екатерина Миронова приготовили «капитальное возобновление и новую сценическую редакцию» оперы.

Это по-своему уникальный проект, особенно при современном господстве режиссерской оперы: в то время как постановщики Дмитрий Черняков в Берлине или Андрей Могучий в Петербурге, обращаясь к «Царской невесте», изощряются в поисках новых художественных смыслов, Большой идет другим путем.

Никаких радикальных концепций тут предлагать не намерены, сыр-бор затеян не для того, чтобы перенести действие оперы из эпохи Ивана Грозного в наши дни или еще как-то актуализировать действие. Сценическая картинка будет соответствовать Руси в XVI веке. Уникальность проекта в том, что именно картинка, причем заранее заданная, стала поводом для нового обращения к «Невесте»: театр обновляет сценографию художника Федора Федоровского. Впервые народный художник СССР, лауреат пяти Сталинских премий обратился к опере Римского Корсакова в 1927 году, потом — в 1955-м (версию пятидесятых мы будем смотреть). Последний раз декорации Федоровского обновлялись 48 лет назад, когда к ним приложили новую режиссуру. В версии 1966 года спектакль прошел более 500 раз.

Теперь схожая история. Большой дорожит монументальной исторической роскошью «Невесты» и ни за что не расстанется с ними. Режиссура к этому снова прикладывается.

Вообще говоря, в обновлении спектакль нуждался давно. Помнится, Синайский, когда он пришел в театр, сетовал на запущенность некоторых старых постановок, и не только «Царской невесты». Дошло до того, сказал Синайский, что «Иолантой», которой уже 17 лет, в Большом затыкают дырки в афише.

А «Царская невеста» — зрелище, конечно, шикарное, зрители ахают, когда открывается занавес. Но устаревшая режиссура, отметил музрук, никуда не годится.

Можно добавить, что тот реализм, который в «Невесте» когда-то был, в XXI веке уже мало кем соблюдался. С момента последней постановки прошли десятилетия, и мизансцены, за которыми было некому следить, сильно расшатались: певцы разыгрывали их на автопилоте, приблизительно. Кстати, точно такая же картина наблюдалась с легендарной советской версией «Бориса Годунова» 1948 года, оформленного тем же Федоровским. И россияне, и иностранцы ценили спектакль за пышное богатство красок и дотошность в передаче облика эпохи. Полуразваленный от долгого употребления спектакль капитально перелицевали в 2005 году, не трогая древнюю режиссуру, но заново пошив декорации и костюмы.

Теперь руки дошли и до «Царской невесты», которую в отличие от «Бориса» решили наполовину обновить. Стимулом, несомненно, послужило открытие Исторической сцены. Дирекция театра изначально предназначала эти подмостки для традиционной большой оперы, именно там, а не на Новой сцене (как было в последние годы) пойдет спектакль.

Работа над «Невестой» вписывается в планы по поднятию уровня большой оперы, которые лелеет новый гендиректор театра Владимир Урин.

Сказал же он вскоре по приходе в Большой, что балет, мол, на высоте, а вот с оперой большие и разносторонние проблемы.

Недавно Урин объявил, что снимет с афиши театра не менее десятка давно идущих оперных постановок, поскольку они в плохом рабочем состоянии. Конечно, к «Невесте» это не имеет отношения: ее замыслили перелицевать еще до прихода Урина, и дело не только в декорациях Федоровского, хотя они и впрямь впечатляют. Сценограф сочинил громадную деревянную горницу в избе с расписной изразцовой печью, стену и церкви белокаменного монастыря на улочке XVI века, мрачно-красные своды царского терема с троном (чем-то похоже на Грановитую палату Кремля, только мрачнее). В нынешнем спектакле это выглядит грандиознее прежнего, поскольку плоские декорации, которые были слишком легкими, переделали в объемные — теперь при случайном касании ничто не всколыхнется.

Партитура «Невесты» славна задушевным русским началом, повышенной распевностью, сильными эмоциями и мелодическим богатством. Арий, одна другой лучше, здесь много, как в традиционной опере XIX века, за что композитору в свое время досталось от соратников по «Могучей кучке»: им не хватало модных тогда речитативов. Ансамбли проникновенные, а хор-комментатор хватает за душу.

Сюжет, в основе которого реальная история одной из свадеб Ивана Грозного и историческая пьеса Льва Мея, наполнен поистине вердиевскими страстями, при которых от любви до ненависти и обратно — один шаг.

Сайт Большого театра так излагает дело: лекарь Бомелий вожделеет Любашу, Любаша любит Григория Грязного, Грязной пленяется Марфой Собакиной, Марфа готовится к свадьбе с Иваном Лыковым, а ее, в свою очередь, выбирает себе в невесты царь Иван Грозный, и все это на фоне разгула опричнины.

Режиссер Юлия Певзнер, чьи творческие рамки в «Царской невесте» ограничены не только производственной необходимостью вписаться в готовые декорации, но и нуждой театра в реалистическом спектакле, намерена сделать все, «чтоб девушку к себе приворожить», как поет один из персонажей. Певзнер, по ее словам, намерена сделать акцент не на Марфе, а на ее коварной, ревнивой сопернице Любаше. Впрочем, Марфе, по слухам, тоже мало не покажется, хотя ей и придуман лирический реквизит-лейтмотив — качели.

Девушку, как и положено, отравят до сильной слабости — но у Певзнер ее, по слухам, еще и прикончат.

Несчастную царскую невесту в финале убьет Малюта Скуратов, и это лишь финальная точка длинной линии судьбы. Ведь Марфа, говорит Певзнер, «жертва всех окружающих ее мужчин».

Балетмейстер Екатерина Миронова тоже озадачивает туманными намеками: мол, у нее не будет никаких ряженых, медведей и прочих «стереотипов русского танца».

Исполнители большей частью перешли в новую «Царскую невесту» из старого спектакля, но планируются и свежие силы, в частности артисты Молодежной оперной программы Большого и приглашенные солисты провинциальных театров (многие с отменными голосами). В общем, нынешняя косметическая процедура призвана омолодить старушку «Невесту» без радикальных хирургических вмешательств. Если все пройдет успешно, Большой утрет нос тем, кто упрекает его в программной архаичности: где еще спектакли могут идти по полвека?

Новости и материалы
В Невинномысске Ставропольского края произошел крупный пожар
Петербуржец подстроил нападение на возлюбленную, чтобы ее впечатлить, но попал под суд
ВСУ обстреляли Белгородскую область
ВСУ атаковали два детских сада Запорожской области
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Ушедшую на почту и пропавшую певицу два дня ищут в Перми
Ученые научились предсказывать артрит по анализу крови задолго до его появления
Глава Гагаузии призвала главу МВД Молдавии уйти в отставку
Суд в Москве получил жалобу защиты Тимура Иванова на его арест
Авария с Audi и BMW произошла на пересечении улиц в Челябинске
На Украине усиливают цензуру в ожидании негативного развития событий
Судья Федотов: игрока ЦСКА надо было удалить в матче со «Спартаком»
В художественной гимнастике переименовали элементы, названные в честь россиянок
Новая Nintendo Switch получит магнитные держатели контроллеров
Власти Оренбуржья объяснили задержки выплат пострадавшим от паводка
Работница российского банка спасла клиентку от телефонных мошенников
Симулятор ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС выйдет в июне
В российском городе сдетонировало самодельное взрывное устройство
Все новости