Политтехнологии тридевятого царства

В предновогоднем прокате «Иван Царевич и Серый Волк 2»

Егор Москвитин 27.12.2013, 16:32
__is_photorep_included5822677: 1

В прокате «Иван Царевич и Серый Волк 2» — продолжение мультфильма, ставшего самым прибыльным в прошлом году. Во второй части прошлогодний юмор уступил место намекам на политическую сатиру.

В тридевятом царстве стабильность и тучные годы. Иван Царевич (Никита Ефремов) и Царь-батюшка (Иван Охлобыстин) укрепляют рубежи (чинят забор), налаживают оборонный комплекс (одну-единственную пушку) и на всякий случай закрывают границы.

Вздорная Василиса (Татьяна Бунина), нагулявшись в нарядных платьях, хочет либеральных реформ, мультикультурализма, евроинтеграции и в театр на Шекспира.

Царь понимает, что революционерка раскачивает лодку, и созывает совет. Задача — примирить консерватора Ивана с реформистской Василисой, чтобы они начали уже спасать демографию. Политтехнолог Ученый Кот (Михаил Боярский), похожий на Глеба Павловского, и сторонник силовых методов Серый Волк (Александр Боярский) предлагают устроить или финансовый кризис, или теракт, например пожар. В итоге решают организовать похищение Василисы с помощью Черномора, чтобы Иван, как у Пушкина, ее спас. Черномор, после того как Руслан оттяпал ему бороду, стал тихим интеллигентным актером, но Кот предупреждает: «Среди злодеев бывших не бывает».

Так и выходит: вновь обретя бороду, колдун принимается третировать всю планету.

Предыдущий мультфильм «Иван Царевич и Серый Волк», между прочим, оказался самой рентабельной российской новогодней премьерой 2011–2012 годов: при бюджете в $3 млн он заработал $24 млн, не сильно уступив соотечественницам «Елкам-2» (26 млн) и блокбастеру «Шерлок Холмс: Игра теней» (28 млн). Второй части столько, похоже, не собрать: вместо концентрированного простодушного юмора в ней царит какой-то русский Монти Пайтон.

Вместо динамичного современного мультфильма «Иван Царевич» стал напоминать милый рисованный квест из 90-х, где сюжет не продвигается ни на шаг, пока зритель не сообразит, что должны сделать герои.

Шутки по-прежнему хороши, но их стало меньше, и в них появилась заметная взрослым зрителям горечь. Из-за головотяпства политиков богатыри чуть не оказываются на том свете — типичный сюжет русской военной истории.

«Почему все всегда случается в тридевятом царстве — живут же остальные нормально?» — вопрошает Волк.

Есть и совсем взрослые гэги: «Скажите, а у вас в королевстве все мужчины животные?» — мечтательно прощупывает почву томная барышня, двести лет проторчавшая в теле летучей мыши. А музыкальные номера ничем не уступают «Королю Льву». Иван и Волк верхом на ядре летят на Луну под микстейп радиопереговоров Гагарина. Черномор под бодрый девчачий поп устраивает Василисе экскурсию в мультивселенную ее мечты, населенную персонажами из сказок разных народов — Змеем Горынычем и Аладдином, Иваном-дураком и принцессой Жасмин.

Но главное — это один из немногих мультиков, до конца хранящий интригу. Понятно, что молодые помирятся. Но вовсе не ясно, на чьих условиях — открытой всему миру Василисы или просвещенного консерватора Ивана. Мультфильм дает на этот вопрос удивительный — и удовлетворительный — ответ.